Одним из главных достоинств Рональда Рейгана было, как мне кажется, его яркое слово. В 1983 году он потряс мир, назвав Советский Союз «империей зла». Эти слова сыграли свою роковую роль в крушении зла. Кто-то возразит, что это всего лишь слова. Однако политические решения и действия Запада явились следствием его простых слов, способных донести до сознания опасность двуличной коммунистической экспансии.
Когда миллионы людей гибли в 1937 году, в СССР пели: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Зло особенно опасно, когда прикрывается маской добра и свободы. Но когда находится смелый человек, который бросает вызов злу, называя вещи своими именами, то этим словом он сокрушает зло.
Слова «империя зла» потрясли не только и не столько Запад, сколько советских людей. И хотя физически зло было разрушено позже, процесс духовного разрушения всегда начинается с осознания того, что зло есть зло. В этом состоит грандиозная заслуга и разрушительная сила слов Рейгана.
Задумаемся о колоссальной силе слова.
Всевышний сотворил мир словом. Слово выражает мысль, вдохновляет, поднимает в бой. Но слово может и разрушать. Все, что дано нам, дано во благо. И даже разрушительная сила слова дана, чтобы разрушать зло. Но как часто мы используем слово не для разрушения зла, а в спорах, конфликтах и ссорах?
Разведчики произнесли «злословия о стране Израиля», призвав народ вернуться в Египет, а не идти за Моисеем. Корах поднял бунт против Моисея и Аарона, утверждая: «Все мы святые, почему же вознеслись вы над народом?» Вспоминается лозунг большевиков о всеобщем равенстве, который они использовали для захвата власти.
Наша глава начинается со слов «И взял Корах». При этом не говорится, что именно он взял. Мы узнаем потом, что он собрал толпу бунтарей, которые пришли к Моисею. Почему же спор начинается со слова «взял»?
Почему разведчики начали спор с Моисеем и сказали дурное слово о стране Израиля? Книга «Зохат» отвечает: «Они не хотели войти, потому что знали, что не останутся лидерами в Израиле». Неужели ради своего статуса они решили остаться в пустыне и не входить?
Парадоксально, но в стремлении взять или сохранить власть, отобрать что-то у другого человека зачастую кроется причина всех споров и конфликтов.
Святость — не уравниловка, а проявление уникальности судьбы каждого из нас. У каждого — своя миссия. Во имя исполнения этой миссии каждому человеку даются его таланты, его духовные силы, тело, имущество и обстоятельства его судьбы. Потому бессмысленно захватывать чужое, ведь оно служит исполнению чужой миссии, а не своей. Корах хотел возвыситься, унижая другого, захватить миссию первосвященника Аарона. Однако, как сказано в вечерней молитве «Маарив»: Всевышний опускает возвышающихся гордецов и поднимает тех, кто скромно опускает себя. Потому Корах провалился сквозь землю.
Десятая заповедь звучит, на первый взгляд, довольно странно: «Не возжелай дома ближнего своего; не возжелай себе жены ближнего своего, и слугу его, и служанку его, и вола его, и осла его, и всего, что есть у ближнего твоего».
Требования Торы не убивать, не воровать — понятны. Это поступки, которые человек может и должен контролировать. Но как можем мы не завидовать, если в чувствах мы не вольны?
Основоположник плеяды великих раввинов Бреста Йосеф Бер Соловейчик писал в своей книге «Бейт ха-Леви», что последние слова десятой заповеди «и всего, что есть у ближнего твоего», являются лекарством от зависти. Мы завидуем богатству какого-то человека. Но ведь мы не знаем всей его жизни, всех его испытаний, проблем и горестей, то есть «всего, что есть у ближнего».
Представьте себе, что вы в шикарном кабинете очень состоятельного человека. В душе вы завидуете ему и готовы поменяться с ним судьбой. Но в этот момент он вызывает секретаря, и тот приносит шприц с инсулином. У богача тяжелая форма диабета. Вы готовы «взять» его богатство, его дом и новую машину, но готовы ли вы также возжелать и «все, что есть у ближнего твоего», в том числе его болезни и проблемы?
Помните поговорку: «Много хочешь — мало получишь»? И действительно: чем больше мы хотим — тем меньше получаем.
А бывает наоборот, когда люди уступают, отдают. И парадокс состоит в том, что именно то, что мы отдаем, нам сторицей возвращается. Наверное, именно таким образом устроен мир. Всевышний, сотворив мир, не хотел бросать человеку счастье в виде подачки — хлеба стыда. Если бы все давалось, то не нужно было бы трудиться, преодолевать испытания. Когда человеку с барского стола кидается кусок, то он, как говорит Талмуд, не может поднять глаза из-за стыда. Потому в этом мире есть возможность, преодолевая испытания, заслужить награду и счастье.
Адам был сотворен и помещен в райский сад. Затем это счастье он потерял вместе со своей женой Евой. Вернуться в райский сад можно только вдвоем. Единственный способ для человека заслужить счастье — это подарить его другому.
Счастье получает не тот, кто хочет его «взять», отобрать или построить свое счастье на чужом несчастье. Счастье заслуживает лишь тот, кто забывает о себе, о своем счастье и дарит его другому.