Исполнилось 85 лет со дня рождения Виталия Яковлевича Вульфа (1930- 2011), российскoго искусствоведа, театроведа, литературоведа, переводчика, теле- и радиоведущего. Виталий Вульф родился в Баку, Азербайджан. Поступил в МГУ (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова) на юридический факультет. После окончания университета Вульф долгое время не мог найти работу — сказывалась начавшаяся в СССР борьба с космополитизмом, из-за чего на молодого человека еврейского происхождения смотрели как на нежелательного гостя. С четвертого раза в 1955 Вульф все-таки поступил в аспирантуру, а в 1961 защитил диссертацию и стал кандидатом юридических наук.
С 1990 г.Виталий Вульф начал вести телевизионные передачи. Первым его телевизионным рассказом был рассказ об актрисе М. И. Бабановой. С 1994 на телевидении начала выходить авторская программа Виталия Вульфа «Мой серебряный шар». Первыми героями передачи были актёры и писатели, позже героями передачи становятся также и политические деятели. В своих передачах Виталий Вульф рассказывал о Франклине Рузвельте, Уинстоне Черчилле, Шарле де Голле, Алле Тарасовой, Александре Фадееве, Максиме Горьком, Марине Цветаевой, Олеге Ефремове, Марине Ладыниной, Екатерине Фурцевой, Татьяне Дорониной, Юрии Григоровиче, Иве Монтане, Валентине Гафте, Марии Мироновой и других.
*****
Вы знаете, театр нельзя определять языком какой-то одной нации. Не знаю, я не думал об этом. Я еврейского языка не знаю, хотя я по национальности еврей. Но никогда его (языка – А.З.) не знал. Для меня родной язык – русский, вырос я в атмосфере русской культуры, и на свою еврейскую национальность реагировал только в годы антисемитизма и при проявлении антисемитских настроений. Тогда вспоминаю, что я еврей. Во всех остальных случаях, я, конечно, принадлежу культуре России.
*****
И вдруг мне сообщают, что меня не приняли. Я сохранил эту справку. «Выдана Виталию Вульфу в том, что он вступительные экзамены сдал на «отлично». Администрация не считает возможным зачислить его в аспирантуру». Для меня это было первое проявление антисемитизма. Других мотивов не принять меня не было.
*****
В Израиле я ощущаю, прежде всего, что это – восточная страна, это не Запад, но вместе с тем это страна, где живет огромное количество людей, говорящих по-русски. Израиль для меня – это часть России, потому что такого количества русского населения в мире нет почти нигде, разве что в отдельных местах в Америке… Я – еврей. Я к Иерусалиму отношусь спокойно. Я, когда вижу все эти лица в пейсах, все эти религиозные наряды… Все это от меня далеко. Я не люблю Иерусалима. В Израиле мне очень нравится Тель-Авив – немножко восточный, немножко европейский город, провинциальный, очень приятный. Я – человек все-таки культуры России, и я не могу сказать, чтобы у меня когда-нибудь было желание поселиться в Израиле.
*****
Судите сами. ( отвечая на вопрос – есть ли в Москве антисемитизм? – А. З. ) Я, еврей, работаю на главном национальном телевидении России. Кто-нибудь посмеет что-нибудь мне по этому поводу сказать или посмеет меня тронуть? И разве можно после этого подумать, что – Добродеев и Шумаков (руководители Первого канала – А.З.) – антисемиты? А кто директор Российского канала? Еврей Златопольский! Смешно сегодня говорить об антисемитизме.( Из интервью 24. 02.2005. ” Русский Базар” – А.З.)
*****
Я еврей и по папе, и по маме. У нас в семье никто ничего никогда не соблюдал и никаких национальных тем никогда не было. Мама не знала ни одного слова на идиш, папа, по-моему, знал всего несколько слов: «балэбус» (так он называл Сталина), что означало «хозяин» и еще что-то. Синагога была как раз наискосок от нашего дома, однако никто никогда в жизни туда не заходил. Папины сестры, мои тетки, которых я очень любил и которые много мною занимались, не так сильно отошли от еврейства. Я помню, как они отмечали Песах. На столе всегда была фаршированная рыба, яйца и еще какие-то вещи. Папина сестра, Ида Израилевна, меня обожала. Я был у нее единственным племянником, и когда я ел то, что она приготовила, для нее это было действительно счастьем, поскольку я всегда плохо ел и был тогда очень худым. Никакой традиционной кухни у нас дома не придерживались. Не только еврейской, но и азербайджанской. Была в основном европейская кухня. Я ненавижу антисемитизм. Если я сталкиваюсь с ним, то я становлюсь кровожадным. Если я с ним не сталкиваюсь, то я не ощущаю себя евреем. Такие случаи были, однако они происходили не часто. (Из интервью на сайте Jewish.ru, 2009 – А.З.)
Источник: www.zelikm.com —— «Евреи глазами именитых друзей и недругов»