Продолжение. Начало в № 724
И все-таки, несмотря ни на какие трагедии, большинство евреев диаспоры и Израиля явно не отдают себе отчета в том, что Земля Обетованная свята и неделима, не сознают, что ее возвращение не вписывается в рамки законов истории, что она – дар Свыше. Земля эта не завоевана. Она возвращена нам. Спрашивается: «За что»? Многие будут правы, если скажут: «За наши страдания в годы Холокоста». Безусловно, с точки зрения иудаизма, страдания – это путь очищения, «тикуна» или искупления, страдания, которые стали неизбежны после долгих столетий нашей ассимиляции, ухода в общественные движения, христианство и атеизм, полный или половинчатый уход от вечной Торы.
Однако Устная Тора указывает еще на один значимый фактор – «брит милу», обрезание. Статистика показывает, что большинство евреев, совершивших алию в начале 1900-х годов, были не только нерелигиозны, но и скептически относились к своим соблюдающим заповеди собратьям. Тем не менее почти все они делали обрезание своим детям. То же самое, согласно воспоминаниям рабби Ицхака Зильбера, происходило и в СССР. Многие из них не только формально числились в рядах компартии, но и вполне искренне «исповедовали» марксизм-ленинизм, однако детей своих всеми правдами и неправдами обрезали. В любом случае, это «варварское уродование» собственных детей могло всем им стоить жизни – застенки и лагеря в Союзе не пустовали. Что руководило поступками этих советских евреев?
Утверждая, что мы сможем заслужить возвращение Эрец Исраэль благодаря исполнению «брит милы», книга «Зохар» упоминает, что именно по этой самой причине определенное право на Землю будет и у детей Ишмаэля. Пусть даже их обрезание несовершенно: во-первых, они проводят этот обряд лишь в тринадцатилетнем возрасте, а во-вторых, они не удаляют «приа» – тонкой мембраны под крайней плотью.
Все же когда Авраам получил обетование от рождения Ицхака, то взмолился Х-шему: «… О, хотя бы Ишмаэль был жив пред лицом Твоим!» (Брейшит 17:18). Иными словами, как учит «Зохар», когда Х-шем обещал, что престарелая Сарра сможет забеременеть, Авраам ответил: «Нет необходимости совершать чудо. Только бы (мой уже рожденный сын) Ишмаэль был жив (и принял от меня наследие материальное и духовное)». Х-шем всегда отвечает на молитвы цадиков, тем более таких, как Авраам, и говорит «Зохар»: «Х-шем даст им (арабам) обладание Святой Землей в заслугу за их обрезание. И арабы будут господствовать в Святой Земле все время, пока она будет оставаться пустынной (в необработанном, незавершенном состоянии), так же, как их обрезание неполное и незавершенное» (Зохар 11, 32а).
Таким образом, Х-шем отдавал Землю Ишмаэлю лишь на период, пока земля остается опустошенной, до того времени, пока в Землю не вернется ее истинный хозяин. После продолжительного времени владение Святой Землей должно быть передано от обрезанных арабов к необрезанным потомкам Эйсава, то есть христианам. Лишь после этого Земля сможет вернуться в руки законных правителей, еврейского народа, и на этот раз – навсегда.
Так на самом деле и произошло: в ноябре 1947 года евреи получили землю от христианской Великобритании, при поддержке ООН, которая в свою очередь была создана христианскими странами.
Интереснейший факт: именно в этом отрывке Торы, где Авраам молится за Ишмаэля, и где Х-шем обещает всю Землю в наследие Ицхаку, именно здесь единственный раз в Торе находится код «Иерушалаим». Причем код содержит букву «йуд», и записан он с интервалом меньшим, чем в 100 букв – только в 71 букву.
Эта цифра 71 – не случайна. С помощью этого кода Тора намекает нам на то, что время исполнения пророчества о возвращении нам Святой Земли будет эпохой противостояния семидесяти наций мира (таково общее число народов, без подразделов и подгрупп, которое образовалось после Вавилонского смешения языков, как говорит Тора – по числу детей Иакова) и одного народа, Израильского – 70 против 1.
Чтобы подчеркнуть пророчество о том, что народы мира будут пытаться отнять у евреев право на контроль над Иерусалимом, Х-шем включил в Тору еще один код. В той же главе находится код Иерушалаима, но на этот раз – без буквы «йуд». Явление это в кодах Торы весьма необычно: одно и то же слово закодировано в одном и том же отрывке, причем оба кода пересекаются и содержат одну общую букву.
Есть закон: повторяющийся в одном месте код – указание на то, что событие связано с опасностью и борьбой. Общая буква, на которой пересекаются оба кода – это буква «шин», означающая владычество. Мудрецы учат: этим Тора говорит, что оба героя отрывка, Ишмаэль и Ицхак, будут в эпицентре конфликта. Столкнутся же оба на том, кому принадлежит право на владычество Иерусалимом. Этим Тора также предвещает, что грядущий конфликт вовлечет многие страны, что все они будут настаивать на возвращение прав на Святую Землю двум предыдущим обладателям, арабам и христианам.
Сегодняшний галут нашего народа отличается от всех предыдущих галутов. И все они, вплоть до полного нашего избавления во времена Мошиаха, предсказаны в Торе, причем на ее открытом, видимом уровне, главным образом в книге пророка Даниила (Глава 7). Здесь Тора представляет перед нашим взором «парад» четырех символических животных (или зверей, как их еще называют). У каждого особые характерные черты, которые соответствуют сущности тех государственно-идеологических систем, которым дано будет владычествовать над еврейским народом. Первое из этих животных – лев с орлиными крыльями; второй – медведь, хромающий на обе передние лапы и грызущий кости зубами; третий – леопард с четырьмя крыльями за спиной и четырьмя рогами на голове.
Согласно Танаху и Устной Торе, эти три аллегорических существа относятся соответственно к царствам Вавилона, Мидо-Персии и Греции. Почему? Подробно объяснено в самой Торе и многочисленных комментариях. Что заставляет задуматься, так это четвертое, последнее животное. Оно – символ нашего последнего изгнания, той системы угнетения, под властью которой мы находимся и сегодня. Его, этот символ, Тора описывает как «зверя страшного и ужасного», имеющего десять рогов, уничтожающего и сокрушающего все на своем пути. И действительно, эта государственно-идеологическая система самая жестокая и кровопролитная за всю нашу историю.
В этом последнем описании есть небольшая, но значительная деталь: Даниил, которому было дано это пророческое видение, внезапно видит, как из десяти рогов «зверя» появляется один небольшой рог, и далее – три из уже существующих. И далее следует удивительное указание: на этом небольшом роге пророк видит «глаза подобные человеческим и уста, говорящие высокомерно».
Перевод, обработка и комментарии
Моше Фандо
Продолжение следует