«Неси (сосчитай ) голову сыновей Гершона также и их»
(Бамидбар, 4:22).
Перечисления имён (христиане так и назвали четвёртую книгу – «Числа»), как и во все прочие упоминания Торы, очевидно, описывают внутреннее содержание времён, событий, личностей. Но, к сожалению, именно эти места Пятикнижия наименее освещены. И потому особенно приятно знакомиться с комментарием, проливающим хоть немного света на эти весьма таинственные места письменной Торы.
Три сына Леви «заслуживают» совершенно разного к себе отношения текста. Если о сыновьях Гершона прибавлено вовсе немотивированное «также и их», то о сыновьях Мерари вообще не сказано «неси (сосчитай) голову»: «Сыновей Мерари по семьям их через дом отцов их сосчитай их» (Бамидбар, 4:29). Эти «разночтения» прямо связаны с отличиями тех периодов истории (несения службы, или точнее – несения частей Храма – основы духовной энергетики этого мира. Вот, кстати, и невнятное «неси» стало осмысленным), чьими описательными символами и являются имена: Кеґат, Гершон и Мерари.
Имя старшего, Кеґата, связано с периодом существования Храмов, когда свет Торы почти беспрепятственно проникал во все слои Исраэля. «И ему будут «ваякґэт» – повиноваться народы» (Берейшит, 49:10). На это же нам намекает имя Йцґара, сына Кеґата – «цоґар» – свет, свечение. Этому периоду более всего соответствует выражение «несу голову».
Имя второго из сыновей прямо указывает на следующий период нашей истории – изгнание – галут. Гершон – от «геруш – изгнание». Но и этот, вовсе не светлый период, тем не менее характеризуется безусловным уважением к мудрецам, несущим на себе Тору в галуте. Отсюда «неси голову», несмотря на тяготы изгнания, также и их!
И третий, последний (современный) период еврейской истории связан с именем Мерари – горького и никак не может быть ассоциирован с «вознесением головы». Безголовость и безысходная горькость бытия для не утративших «а идише коп (голову)» – вот удел последних, перед приходом Машиаха, поколений.
Рабби Симха-Буним из Пшисхи объяснял: «Сыны Кеґата – те, кто «несут голову», или точнее (как с частями Храма, которые несли своих носителей), головой по жизни «несомые». Те, у кого хватает головы «прилепиться» к мудрецам, можно засчитать за «головы несущих». Но вот третий вариант, с головой, к сожалению, никак не связан. Ох, горько, горько…
Приглашаем всех желающих на учёбу с р. Гитиком в ночь Шавуот в бейт кнессете Бейт Гавриэль в Нью-Йорке: с 1-го на 2-е июня по адресу: Queens, Beith Gavriel 63-52 108th St. Тел. для справок:
(718) 268-7558, (972) 526 450 917, e-mail: ephraim-m@hotmail.com, skhmel@aish.com