К 150-летию со дня окончания Гражданской войны
в Соединенных Штатах Америки
Крупнейшее событие военной истории вообще и особенно американской военной и социальной истории — Гражданская война 1861–1865 годов, или, как ее еще называют, война Севера и Юга.
Здесь нет необходимости разбирать подробно течение этой войны. Задача очерка — проследить участие евреев Америки в ходе событий войны, подчеркиваю — военного участия. А они были в рядах обеих противостоящих сторон. И в большинстве своем еврейские военачальники на той и другой стороне не заканчивали военных академий или школ, а получили свои знания и опыт уже в ходе войны.
По статистическим данным того времени, из 31 миллиона жителей Соединенных Штатов евреев насчитывалось около 147 тысяч. Мобилизационные нормативы XIX века считали годными для военной службы во время войны не более трех процентов населения данной страны. Таким образом, евреи должны были выставить около 4500 человек. Между тем в войсках обеих сторон насчитывалось 7879 евреев, во всех чинах — от рядового солдата до генерала. Генералов было 9, 18 полковников, 8 подполковников, 41 майор, 205 капитанов, 325 лейтенантов. Всего — 719 офицеров и генералов на 7160 солдат — совершенно нормальное соотношение по тем временам с некоторым, правда, превышением числа офицеров: 1 к 10 при норме 1 к 15.
И хотя в подавляющем большинстве они прежде не имели никакого отношения к военному делу, все же воевали эти евреи вполне доблестно и честно. Высшую награду Соединенных Штатов — медаль Почета Конгресса США получили 6 евреев. И немало из них сложили свои головы в боях. Только на кладбище Сайресс-Пилл захоронено 500 еврейских воинов и воздвигнут памятник в их честь.
Необходимо хотя бы кратко остановиться на наиболее известных евреях — участниках Гражданской войны. Начну с северян, на чьей стороне сражался Леопольд Блуменберг, родившийся в Бранденбурге (Пруссия) в 1827 году и начавший свою военную карьеру как солдат прусской армии. В ней он за подвиги в боях во время войны с Данией был произведен в лейтенанты, но антисемитизм, свойственный прусским офицерам, вынудил Леопольда эмигрировать в 1854 году в Балтимор, где он стал бизнесменом, и довольно успешным.
Несмотря на это, в начале Гражданской войны он вступает в армию северян. Блуменбергу сразу же присваивают капитанский чин, и он принимает активное участие в формировании 5-го Мэрилендского полка. Он командует одним из его батальонов. В Блуменберге сразу проявился кадровый прусский офицер, поэтому он уже вскоре принимает в командование свой полк и производится в чин полковника.
Под его командой 5-й Мэрилендский полк отличился в бою у Хемптон-Роуда и в ходе всей кампании. В битве при Энтитеме полковник Блуменберг был тяжело ранен. Когда он поправился, в 1863 году его в числе наиболее выдающихся командиров вызвали к президенту. Он очень понравился Аврааму Линкольну, который о нем писал: «…Этот коренастый бородатый еврей-полковник, судя по всему, не боится и самого дьявола, такому можно доверить любое предприятие». И президент назначил Блуменберга военным губернатором Мэриленда, вскоре ему был присвоен чин бригадного генерала. Блуменберг успешно справился со своей задачей и сделал Мэриленд твердыней северян. В губернаторской должности он пробыл два года. Затем был военным уполномоченным президента Эндрю Джексона.
«Атакующим полковником» в армии северян прозвали командира 50-го Нью-Йоркского полка, который он сам, в сущности, и сформировал из добровольцев. Это был нью-йоркский еврей Филипп Иохимсон. Около половины личного состава полка составляли также нью-йоркские евреи, и дрались они отчаянно, не уступая своим товарищам. Да и командир не отставал от единоверцев в лихости, предпочитая атаковать даже тогда, когда противник был явно сильнее. Особо прославился Иохимсон со своим полком при штурме Нового Орлеана, когда лично вел штурмовые колонны, был ранен, но остался в строю, продолжая командовать. В конце войны Филипп Иохимсон был произведен в бригадные генералы.
На стороне северян воевал также выдающийся артиллерист Альфред Мордехай. Он окончил в 1859 году Военную академию Вест-Пойнт, в Гражданской войне дослужился до майора, полковником стал уже после нее, в 1891 году, бригадным генералом — в 1897 году, прослужил в армии Соединенных Штатов 40 лет — срок для нее небывалый.
В американской военной истории отмечены как выдающиеся заслуги филадельфийского еврея Макса Фанштейна, тоже кадрового офицера, который в начале Гражданской войны был капитаном. Он командовал батареей 2-го Филадельфийского полка, а потом стал командиром 27-го пехотного в чине полковника. Его полк имел славу самой неустрашимой войсковой части в армии генерала Гранта и славу эту полк в значительной мере заслужил благодаря мужеству и решительности своего командира. Не было такого самого опасного и рискованного дела, за которое не взялся бы без колебаний полковник Фанштейн и которое он не выполнил бы успешно. Вскоре после войны он был произведен в бригадные генералы.
Одним из самых опытных и дельных военачальников был Фредерик Нойфлер, который свою военную карьеру начал в 79-м Индианаполисском волонтерском полку командиром роты. С этим полком он и воевал в армии генерала Шермана, в 1863 году принял полк и был произведен в чин полковника. За высокое мужество, проявленное в битве при Чаттануге, отличное командование полком и неукоснительное выполнение плана боя Конгресс Северных Штатов присвоил Нойфлеру чин бригадного генерала, а незадолго до конца войны — генерал-майора.
Командир 31-го Нью-Йоркского полка Леопольд Соломон Нейман родился в 1835 году, а погиб в 1863-м, в 28 лет, в чине бригадного генерала — одного из самых молодых в североамериканской армии. Это все, что удалось о нем узнать.
К сожалению, кроме имени и чина, почти ничего не известно также о командире 27-й Пенсильванской бригады, филадельфийском еврее, бригадном генерале Максе Эйнштейне. Не намного больше можно рассказать об Эдварде Соломоне, в 26 лет командовавшем пехотным полком. Он был известен своей смелостью и боевым мастерством в решающей битве при Геттисберге и стал бригадным генералом в 29 лет. В 1870–1874 годах Эдвард Соломон был военным генерал-губернатором Нью-Йорка.
Многие не столь высокопоставленные офицеры-евреи внесли немалый вклад в военные усилия северян. Из них следует в первую очередь назвать Эдмунда Луи Грея, 23-летнего артиллерийского капитана, который провел коренное усовершенствование артиллерийских систем, за что получил высокие награды Конгресса. Франк Маркс Эттинг пошел в армию добровольцем, простым пехотинцем, но к концу войны уже командовал пехотным полком, имея чин полковника. Морской офицер лейтенант Эдвард Теодор Минис, командир канонерской лодки, прославился потоплением многопушечного бронированного монитора южан.
Активное участие в Гражданской войне приняли нью-йоркские евреи, все они воевали на стороне аболиционистов-северян — сторонников освобождения негров. В книге Симона Вольфа «Американский еврей как солдат и гражданин» названы имена 1096 нью-йоркских евреев, которые пошли добровольно в ряды формировавшихся в городе полков. Из этого числа 20 достигли чинов подполковника и полковника, трое стали бригадными генералами, а более ста удостоены наград президента и Конгресса.
Об одном из них следует вспомнить и рассказать особо. Это солдат Исидор Кохен, человек несгибаемого мужества. В результате тяжелого ранения у него была ампутирована нога, но он добился разрешения вернуться в строй и доблестно воевал до самого конца войны. Исидор Кохен и герои битвы при Вайлднессе солдаты-евреи Леопольд Карпилис, Абрахам Кохен, Бенджамен Леви, Генри Неллер, Исаак Гауз и Дэвид Урбански были удостоены самой высокой награды Соединенных Штатов — медали Почета Конгресса.
Гражданская война, как это и свойственно конфликтам такого типа, разделила не только вообще жителей Соединенных Штатов — она развела по разным лагерям и еврейское население страны. Нередко получалось и так, что брат воевал против брата, отец — против сына.
В рядах армии южан сражалось более двух тысяч евреев — солдат и офицеров. Все они тоже вполне честно и отважно боролись за отделение своей Конфедерации от Северо-Американского союза, за то, чтобы рабство для негров было сохранено. Они вполне искренне считали, что освобождение негров преждевременно, что они пока весьма далеки от цивилизации и освобождение от рабства обернется бедою и для всего населения Америки, и для самих же негров.
И в этом своем убеждении евреи-южане были настолько тверды, что не только охотно вступали в войска конфедератов, но и шли на существенные материальные жертвы. Показателен в этом отношении поступок Эдвина Уоррена Моиза, который распродал все свое немалое имение и имущество в Южной Каролине, собрал более 10 тысяч долларов (сумма, по тем временам весьма значительная), сформировал кавалерийский эскадрон и на свои деньги полностью его вооружил и экипировал. Ему был присвоен чин майора, и он командовал своим эскадроном вплоть до битвы при Геттисберге, когда был тяжело ранен и навсегда выбыл из строя.
Одну из ключевых позиций в верховном руководстве конфедератов занимал Бенджамен Иехуда Леви, родившийся в 1811 году, сенатор от штата Луизиана. Когда на Конгрессе южных штатов решался вопрос об отделении от Северо-Американского союза, он первым подал за это голос, голосовал также за конституцию Конфедерации и за военные действия против Севера. Президент Конфедерации Джефферсон Дэвис назначил Леви главным прокурором, а затем — секретарем военного департамента, собственно военным министром. В 1862 году Бенджамен Леви становится государственным секретарем Конфедерации и возглавляет внешнеполитическое ведомство вплоть до 1865 года, когда южане потерпели окончательное поражение.
Конфедерация по площади занимала гораздо меньшую территорию, и евреев проживало там намного меньше, чем на Севере. Этим и объясняется, что евреев в армии южан было гораздо меньше, в частности офицеров, всего 23 человека. Среди них военачальниками высокого ранга были буквально единицы, в отличие от армии северян. Вместе с тем и на Юге офицеры-евреи воевали вполне профессионально и храбро, почти все они были награждены за боевые заслуги.
Один из этих евреев, Бенджамен Франклин Джонас, двадцатилетний капитан, командир артиллерийской батареи, был дважды ранен, но не покинул позиции своих пушкарей.
Абрахам Чарльз Майерс, в свое время окончивший Вест-Пойнт, участвовал в Мексиканской войне, в ходе Гражданской стал полковником в армии конфедератов. Бывший прусский капрал Адольф Проскауэр в чине майора командовал батальоном в знаменитом сражении под Геттисбергом. Известны два еврея, занимавшие высокие посты в армии южан. Один из них — Давид Камден де Леон (1813–1872), возглавлял во время войны военно-медицинскую службу. Другим был Адольф Мейер, которому в начале Гражданской войны было всего 20 лет. Он поступил в полк добровольцем и вскоре за проявленные в боях смелость и хладнокровие был произведен в лейтенанты. К концу военных действий 23-летний Адольф Мейер уже славился как наиболее решительный и умелый из всех командиров полков армии южан и был произведен в чин бригадного генерала. Он стал, таким образом, самым молодым генералом в армии того времени, перещеголяв даже Соломона Неймана из армии северян.
Как видим, евреи отважно сражались в армиях обоих лагерей. В Соединенных Штатах проживала малая часть мирового еврейства — менее полпроцента всего населения страны, ибо основной поток еврейской эмиграции в те времена только начался. Но, как и во все времена и в любом краю, в Америке евреи сражались не менее доблестно, чем те, кто защищает свое подлинное Отечество.
Марк ШТЕЙНБЕРГ