ЧИТАЯ ЮРИЯ НОРШТЕЙНА
или СИСТЕМА ТАЛАНТА
Посох мой, моя свобода, Сердцевина бытия — Скоро ль истиной народа Станет истина моя? Осип Мандельштам, «Посох», 1914 г.
В прошлом году ушел Алексей Герман, а следом Герц Франк. Волшебников кино – людей с чистой совестью и великим талантом осталось совсем немного. Юрий Норштейн – гений мультипликации — один из них.
Выбранный им вид искусства – занятие дорогостоящее. Приспосабливаться, просить, добывать деньги на свое кино Норштейн никогда не умел. Вот и снял, к великому сожалению, считанное количество картин. Над фильмом «Шинель» начал режиссер работать 12 лет назад. Завершит ли его когда-нибудь – Бог ведает. Впрочем, достаточно отснятого материала по повести Гоголя, чтобы убедиться – шедевр, настоящее чудо.
В «простое» осуществил Юрий Норштейн дело замечательное: издал богато иллюстрированный двухтомник о своих работах, о взглядах на искусство и жизнь – исповедь и настоящий учебник мастерства. Мне появление этой книги видится важнейшим событием в культурной жизни не только России, но и мира.
У Шмуэля- Йосефа Агнона в романе «Простая история» читаю: «Гиршл превратился в комок нервов… Какая-то огромная печаль преследовала его, мучила опустошенность. Правда, он уже больше не кричал петухом, не квакал лягушкой и не пел песню о снеге на траве…»
Норштейн, как мне кажется, человек жизнерадостный, но, кто знает: гений и печаль безумия — всегда рядом. В фильмах своих режиссер и «петухом кричал и лягушкой квакал». Вот и книгу свою замечательную назвал «Снег на траве». Спел, получается, свою песню. Хотя, уверен в этом, роман Агнона не читал.
У режиссера свое, «нормальное» объяснение названия:
«Снег на траве — что может быть более противоположное. Но на разводке явлений и их касании, отражённых твоим воображением, бьёт разряд. Тебе хочется зарыться сквозь снег в зелень и вдыхать свежесть листвы… и чтобы ледяные капли — тебе за шиворот. Искусство — это мгновенность мирочувствия; в этот момент исчезает материальная последовательность времени, прилежная упорядоченность. Ты словно удаляешь куски времени, соединяя несоединимое. Вот почему название книги «Снег на траве».
О снеге на траве в Иерусалиме снял свой последний, трехминутный фильм Герц Франк. Фильм, вдохновленный японской поэзией. Об этом же пишет в перекличке талантов Норштейн:
«Снег на траве – очень сильный образ. Снег на зеленой траве, который через два часа растает, Исчезнет. Эта летучесть и есть поэзия. Не изощренная. Простая, самая простая. Которая объемлет все».
И все же, с темы безумия начинает Норштейн первый том своей книги:
«Есть старый анекдот, который имеет отношение к мультипликации. Пациент психбольницы что-то пишет и пишет, а сосед по палате спрашивает его: «Ты что делаешь?». «Письмо пишу, не мешай». «А кому пишешь?». «Себе, себе пишу, отстань». «А что ты себе пишешь?». «Не знаю, письмо я еще не получил».
Делать кино – это писать себе письмо, которое ты получишь после титра «Конец фильма».
И тут же:
«День был без числа» Николай Гоголь «Записки сумасшедшего».«День без числа» — это когда холодный снег падает на живую зелень травы. Не так ли?
У двухтомника Юрия Борисовича особая судьба. Сам он книгу свою написал, сам и продает за, сравнительно, небольшую для такого издания цену. Без посредников, без магазинов, без обязательной накрутки, без случайных покупателей – только по заказу. Я книгу Норштейна заказал и получил с нарочным из Москвы, причем с факсимиле автора, чем и горжусь. Вполне возможно, моя книга – первая такая в Израиле.
Обычно читаю книги с карандашом, отчеркивая самое интересное, значимое, на мой взгляд. Книга «Снег на траве» так красива и носит характер подлинника, что на этот раз не решился испачкать текст карандашными пометками.
На первой же странице: «Моей Франческе посвящается». Это жене – художнику Франческе Ярбусовой. Норштейном сказано: «Фильм делается братством». Здесь особое, счастливое братство, помноженное на любовь, семью и детей. Благодарностью жене, операторам, спонсорам, случайным помощникам пронизана вся книга. Случается это крайне редко в том мире кино, к которому сам принадлежу.
Удивили меня в Москве сбербанки – чистотой, современным порядком, отсутствием очередей, оперативностью, вежливостью обслуживания. Чудеса, да и только! Наверно, не случайно благодарит Норштейн Андрея Лукича Казьмина, президента Сбербанка России с 1996 по 2007 г., «без инициативы которого был бы невозможен выпуск книги «Снег на траве». Значит, и в холодном «чснежном» мире цифр бывает тепло травы.
Давно заметил, что честность, эффективность успешного человека в работе напрямую зависят от его общей культуры, от понимания нужд настоящего, отечественного искусства. Норштейн пишет об этом так:
«Государству не до культуры и науки. То, что оно принимает за культуру – гламурняк или ор на площадях – не дает возможности человеку оказаться наедине со своим жизненным пространством, а только это и есть культура. Без государственной и спонсорской поддержки культура сегодня подохнет, уже подыхает. И тогда для меня загадка: чем страна собирается жить дальше? Человек меряется бесконечностью соединений с пространством жизни. В свою очередь, это пространство возвращает человеку силы и смысл его существования».
Я, к сожалению, не знаком с Норштейном. Не знаю, каков он в быту, но книга его написана удивительно добрым, а не только талантливым, человеком. Деятельное добро разлито и по тексту и по многим иллюстрациям в книге.
Вот он пишет не о себе, о работе своего друга. Помните?
«Кино делается братством».
«Какая была дивная группа. Они были влюблены друг в друга: Овсей Дриз, Серебряков, Алина Спешнева (его жена и художник) и Володя. И, конечно же, Цифиров и Сапгир- авторы сценария по стихам Дриза.. Все они играли в фильм, как дети. Они были пьяны фильмом, они отпивали его по глотку, как вино, передавая чашку друг другу. Дегустаторы кинематографа, единомышленники, единотворцы».
Добрый человек видит в рабочем братстве спасение. В этом безумном мире только «единотворцы» способны выжить. Как же это верно! И сколько раз убеждался, что в атмосфере склоки, недовольства, злости, вражды – настоящее дело не рождается. Думаю, это относится не только к творческим коллективам, но к народам и государствам. Злой богач скуп, потому что ему нечем поделиться. Добрый бедняк – щедр, потому что бесконечно богат.
Добрый человек живет инстинктом доброты, далеким от рассуждений и теорий на тему. Он и в искусстве работает также. Норштейн пишет: «Чувство и творческое ощущение выше, чем мысль. Мысль способна убить тайну, но не превзойти ее».
«Замысел не равен результату»
— пишет Норштейн.
Замысел всегда шире, безбрежней – результат скромнее. Здесь «Закон Вавилонской башни»: за величием замысла — мизерность результата. Но замысел, вопреки всему, вытаскивает все же результат из небытия. Башню эту недостоенную все же воздвиг великий Автор Торы, Питер Брейгель, Густав Доре… Все мы строим эту проклятую и великую башню и никак не можем завершить строительство…
Вот как сам Юрий Норштейн с его «Шинелью».
В эпоху всеобщей грамотности и массового искусства большому художнику трудно отстоять свою независимость. Народ и рынок «требуют песен», причем на один мотив, а творец, потому и творец, что поет только со своего голоса. Читаю у Норштейна:
«… прежде всего я делаю фильм для себя, и он нужен мне. И ориентируюсь я, прежде всего, на своё восприятие, И для меня вопрос в искренности замысла, в понимании смысла и нужности искусства».
Но нужен ли сам художник тем, кто меньше всего озабочен «смыслом и нужностью искусства?». Здесь неизбежно возникает проблема одиночества в мире, живущем совсем по другим законам.
«Какой изнурительный путь должен пройти человек,
— пишет Норштейн,
— чтобы понять простые истины: никому не завидовать и связывать счастье не со славой и не с наслаждением властью, а только с собственной душой, ее единностью с миром». Кто из смертных способен «связать счастье» с одиночеством, только великий талант, словно пришелец в мир, где бездушие – норма и все стремятся к славе и власти.
Недавно режиссер, не сдержавшись, обвинил человека славы и власти в «сердечной недостаточности». Заплатил, скажем так, дань моменту, но Юрий Борисович мудр мудростью свих предков и знает, что за спиной любых революций стоит, ухмыляясь, Сатана.
«И все наши разговоры о так называемой «свободе» — чепуха все это. О какой свободе идет речь? То, что мы можем выйти на Красную площадь и сказать: «Эй, президент, все-таки ты сукин сын!». Ну и что? Что, от этого нам стало лучше? Вы успокоились? В том-то и ужас нашего века, что нам не может быть предложено ничего позитивного, ведь все позитивное имеет медленное развитие. Очень просто разбить стекло. .. А сколько времени надо, чтобы сделать стекло и вставить его? Точно так же выполнять условия бытия, которое всегда в себе содержит ограничение, и в котором нет пьянящей вседозволенности свободы».
В иудаизме есть удивительный момент: каждое утро, просыпаясь, ты должен верить, что именно сегодня может прийти Спаситель мира – машиах. Не о природе ли вдохновения эта вера. Вот как пишет о ней Норштейн:
«Быть может, это самый сильный момент в творчестве, когда тебя начинает вести то, что еще только должен придумать».
Книга Норштейна испещрена христианской тематикой, проще говоря попытками большого художника и еврея, найти гармонию между наследием предков и тем миром, в котором он родился. Уйти от себя художник не в силах. Он ясно понимает это и в книге неоднократно вспоминает о своем еврействе, но он ищет мир между религиями и народами. И делает это успешно. Норштейн говорит на «эсперанто» искусства, как делал это Марк Шагал, расписывая костелы и синагоги.
Иной раз мне казалось, что Норштейн говорит банальности, вещи давно известные. Ну, например, о синтетической природе кино:
«Все же, кино имеет шарообразную форму. О его свойствах можно говорить в любой точке шара, так как эта точка соединяется с его параллелью и меридианом. Начнешь о звуке, перейдешь к музыке. И наоборот. Если о музыке – тотчас же перепрыгнешь к декорациям, а та перефутболит к персонажу».
Но как красиво и точно сказано. Недавно смотрел фильм, в котором утверждалось, что гениями бывают все дети до 5 лет. Потом какой-то участок мозга начинает каменеть и человек теряет исключительные способности, но иногда, крайне редко, этот участок мозга остается таким же, как в детстве. И тогда рождается гений, сохранивший в себе способность открывать, по детски, мир заново. Мир давно открытый, но свой и по-своему. Этим и занят режиссер Норштейн.
Кино, в отличие от театра, искусство «техническое», а потому уязвимо, подвластно внешним приемам, рассчитанным на особенности восприятие, никакого отношения, не имеющие к подлинному сопереживаю. Норштейн пишет об этом исчерпывающе точно:
« Театральный режиссер более изощрен в смене мизансцен на общем плане сцены, чем режиссер кино, поскольку последний всегда может скрыться за крупным планом, за монтажной склейкой. Именно по этой причине, мне кажется, в кино гораздо больше коммерческой дешевки, чем в театре. Любая ритмизированная под музыку монтажная нарезка – это быстрый и примитивный способ получения киношного эффекта».
Кто знает, может быть не только в кино, но и сама жизнь современного человека, благодаря техническому прогрессу, насквозь пропитана «коммерческой дешевкой».
Окончание следует
Автор — АРКАДИЙ КРАСИЛЬЩИКОВ