В наш век всевластной информации сообщение о предстоящем Страшном суде, после которого последует вечное блаженство праведных и вечная мука осужденных, звучит вполне конкретно.
13 (отметьте: несчастливое число!) марта корреспондент The New York Times Шери Финк в статье под названием «Наихудшие оценки смертей от коронавируса в США» сообщила, что, по «сценариям» нашей федеральной службы контроля и профилактики заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention или CDC), за период эпидемии коронавируса, который специалисты называют Covid-19, им заразятся от 160 до 214 млн человек, из которых умрут от 200 тысяч до 1,7 млн. Госпитализация потребуется от 2,4 до 21 млн больным, тогда как больницы США располагают только 925 тыс. кроватей. Время Страшного суда ХХI века продлится «от нескольких месяцев до больше года», в зависимости от концентрации вируса в разных районах.
Пророк Даниил обещал, что на Страшный суд «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни — для жизни вечной, другие — на вечное поругание и посрамление». И вот заголовки сообщений наших СМИ 15 марта, выделенных новостным порталом Drudge Report: «В Белом доме начинают измерять температуру»; «Журналистам с температурой отказано в допуске»; «Запрет на полеты расширен»; «Список S&P 500 (крупнейших компаний на фондовой бирже — Ред.) за неделю сократился больше всего со времен президента Гувера»; «В банке Манхэттена закончились 100-долларовые купюры»; «Аэропорт Сиэтла приютит бездомных»; «В нескольких штатах грабители надевают медицинские маски»; «Когда появится вакцина, и кто получит ее первым?»… И так далее. Одно страшнее другого. Минувшее воскресенье президент Трамп объявил Национальным днем молитвы и за два дня до него в своем твите написал, что «Мы, как страна, за всю нашу историю в подобные времена уповали на Бога в защите и силе», и «неважно, где вы, я призываю вас обратиться к молитве вашей веры. Вместе мы легко победим!» За последние дни президент провел несколько встреч и пресс-конференций, всюду появляясь не в привычной красной, а в черной бейсбольной кепке.
В пятницу, 13 марта, Трамп, без этой кепки и в синем костюме с красным галстуком, появился перед аккредитованными при Белом доме репортерами в Розовом саду и объявил «пандемию коронавируса» чрезвычайным положением. «Чтобы реализовать всю полноту власти федерального правительства, — сказал президент, — я официально объявляю в стране чрезвычайное положение… Я принимаю меры, которые откроют доступ к 50 млрд долларов — очень важной и большой сумме для штатов и территорий или населенных пунктов в нашей общей борьбе с этой болезнью». Чрезвычайное положение вводится в соответствии с «законом Стаффорда», принятым в 1988 году по инициативе сенатора-республиканца Роберта Стаффрда, и разрешает президенту выделять на ликвидацию последствий средства из фонда Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям. Закон применялся крайне редко, а в аналогичной ситуации президент Билл Клинтон в 2000 году объявил чрезвычайное положение из-за эпидемии лихорадки.
Проект закона «О прямой помощи семьям жертв коронавируса» (H.R. 6201: Families First CoronaVirus Response Act) был предложен демократами комитета Палаты представителей по распределению ассигнований и одобрен конгрессменами и «вуменами» уже после полуночи 14 марта 363 голосами против 40. Билль предусматривает двухнедельный оплачиваемый отпуск по болезни, увеличивают размер страховки по безработице и гарантируют, что все американцы смогут пройти бесплатное тестирование на коронавирус. На пресс-конференции утром 14 марта вице-президент Майк Пэнс, которому Трамп поручил руководить борьбой с коронавирусом, сообщил, что законопроект также предусматривает федеральную помощь пожилым, женщинам, детям и семьям с низкими доходами, а власти штатов обеспечат многих нуждающихся пособиями по безработице. «Если вы сейчас заболели, то не должны волноваться, а если у вас почасовая зарплата, то не должны беспокоиться из-за того, что остаетесь дома, — утешил Пенс. — Если вы больны — оставайтесь дома. Вы не потеряете из-за этого зарплату. Закон, который сейчас находится в Конгрессе, гарантирует, чтобы у вашего работодателя, включая малые бизнесы, была возможность предоставить вам оплачиваемый отпуск».
«Мы сделали то, что собираемся сделать, — торжествующе заявила перед голосованием спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси. — Семьи — прежде всего». Президент Трамп заранее одобрил этот билль и обещал немедленно подписать его после утверждения обеими палатами Конгресса. В переговорах о голосовании президент не участвовал, поручив это министру финансов Стивену Мнучину, который, помимо личных встреч с Пелоси, 13 раз беседовал с ней по телефону. В пятницу Пелоси сказала репортерам, что в ее встрече с Трампом «не было необходимости». Хотя все проголосовавшие «против» билля в субботу ночью были республиканцами, лидер их меньшинства в Палате представителей Кевин Маккарти отдал должное спикеру Пелоси и сказал, что «невзирая на ‘партизанщину’ (межпартийную борьбу — Ред.), в данное время и в данном месте мы будем рядом и, прежде всего, в интересах американского народа». Одобренный билль поступил в Сенат, где его рассмотрят и, очевидно, одобрят на этой неделе, так как лидер республиканского большинства Митч Макконелл прервал положенный сенаторам отпуск до 23 марта и велел вернуться на работу 16 марта после их обычно трехдневного уикэнда. Лидер сенатских демократов Чак Шумер выразил готовность работать и в уикэнд.
Минувшую неделю в Вашингтоне корреспонденты АР назвали «бурной», пояснив, что «быстро распространяющийся вирус внезапно оставил рядовых американцев в самоизоляции с закрытыми школами и изменил их образ жизни». Президент Трамп все это время активно поддерживал меры необходимой самообороны от Covid-19, включая мытье рук и воздержание от рукопожатий, хотя сам исправно жал руки высоким гостям, среди которых оказалось несколько «коронаинфицированных». Последним был бразильский президент Жаир Болсонаро, но позже тот опроверг это и призвал не верить «фейковым новостям». Врач Белого дома Шон Конли сообщил, что Трамп не рукопожимался с Болсонаро. только сидел с ним за одним столом во флоридском поместье Мар-а-Лаго, то есть подвергал себя минимальному риску и в тестировании на вирус не нуждается. Однако вечером 13 марта президент все же сдал тест, не показавший никаких признаков коронавируса. Как сообщил его врач Шон Конли, пройти тест Трамп согласился после обстоятельной беседы с ним.
Иванка Трамп, 38-летняя дочь президента, в пятницу осталась дома после встречи с главой австрийского МВД Петером Даттоном, который, в свою очередь, оказался в больнице после теста на коронавирус. Представитель Белого дома Джад Дири сообщил, что Иванка прошла необходимое обследование. То же самое произошло с другим участником этой встречи, министром юстиции Уильямом Барром, представитель которого Керри Купес сообщила, что Барр «превосходно себя чувствует и никаких симптомов не проявляет». В самоизоляции оказались также сенаторы-республиканцы Линдси Грэм и Рик Скотт, которые тоже встречались с австрийским министром, а сератор Тед Круз поместил себя в карантин после участия в вашингтонской конференции консерваторов.
Пандемия вируса Covid-19, сколько бы она ни длилась и чем бы ни завершилась, окажет влияние на ноябрьские выборы, и хотя общая беда сплотила народ и его выборных слуг в Конгрессе, трампофобия не улеглась. «Никогда не хочется, чтобы кризис прошел впустую, — сказал в ноябре 2008 года в интервью газете Wall Street Journal Рам Эммануэль, глава администрации президента Обамы, после ударившего по экономике страны финансового кризиса. — Я имею в виду, что есть возможность сделать то, что раньше казалось невозможным». Эта перефразировка вещей мудрости политиков-негативистов — «чем хуже, тем лучше» — не осталась без внимания и сейчас, когда недруги Трампа готовы объявить ему импичмент за умышленный отказ упросить Всевышнего пощадить Соединенные Штаты от коронавируса. Как известно, первый случай заболевания этой напастью произошел в китайском городе Ухань, центре провинции Хуюэй, 21 января этого года, после чего Трамп ввел 14-дневный карантин для всех, кто попадает на территорию США из этой провинции. Эпидемия вируса росла, и 11 марта января президент объявил, что в полночь с 13 на 14 марта въезд в США иностранцев из Европы будет приостановлен на 30 дней.
В недавнем прошлом Трамп аналогичным приказом временно прекратил доступ в США гражданам нескольких мусульманских государств, власти которых не сотрудничали с Вашингтоном в области борьбы с исламским терроризмом, и за это трампофобы обвинили его в расизме. Сейчас, когда речь идет о борьбе с вирусом, бывший вице-президент Джо Байден, ожидаемый соперник Трампа на выборах в ноябре, 12 марта назвал его «ксенофобом», то есть врагом иностранцев вообще, за привязку китайцев к коронавирусу. На встрече с единомышленниками в Айове Байден заявил, что «сейчас не время, чтобы истерия и ксенофобия Дональда Трампа и его нагнетание страха шли впереди вместо науки». Через несколько дней Байден отметил, что «реакционные запреты полетов» усугубляют проблему, и никто из журналистов не полюбопытствовал, каким образом сокращение прилетов в США граждан, инфицированных вирусом, может усугубить проблему борьбы с ним. Разве что корреспондент правой газеты The Washington Times Роберт Найт, который шутя заметил, что «вскоре Джо обвинит в антиорнитологии тех, кто называет грипп птичьим».
«Ксенофобами» в таком случае следует считать демократок Палаты представителей Ниту Лоуи и Роуз Де Лоро, которые в письме министру внутренней безопасности 4 февраля призвали выделить средства на «обязательный карантин новоприбывших» и на «усиленную проверку в пунктах прибытия». Но другие законодатели-демократы, как, например, Элиот Энгел, назвали ограничения полетов расизмом и дискриминацией. Другой претендент демократов на Белый дом, сенатор Берни Сандерс 5 марта в интервью газете USA Today обвинил Трампа в «некомпетентности, безответственности и политизированности».
Как говаривали в бывшем СССР, сегодня в США президента «кругом-бегом» обвиняют а) в поспешности необдуманных решений; б) в медлительности принятий таких решений; в) в белом расизме; г) в антибелом расизме; д) в медицинском невежестве и д) в политизации медицинского кризиса. Вот такая абэвэгэдэйка. В советской телепередаче для детей пелось, что это учеба и игра, а взрослые американские дяди и тети играют в нее, как в политическую травлю. 12 марта газета The Washington Post поместила здоровенное фото Мелании Трамп с пояснением, что она выступила на конференции Ассоциации родителей и учителей в Вашингтоне, призывая бороться с буллингом — травлей детей в школах, и не упомянула про коронавирус. Статья называлась «Отправные точки первой леди не включают Сovid-19». Упомяни она об этом, ей бы попало за буллинг.