Д-р Мордехай Кейдар
Думаю, что загнать антиеврейского джинна обратно в бутылку, в США уже не удастся. «Голдэнэ Мединэ» — «Золотой Страны», «Страны Обетованной»- как в прошлом евреи называли Соединённые Штаты (а если быть точнее, свою жизнь в этой стране), больше не существует.
Как и в прошлые годы, пять недель между праздниками Песах и Шавуот я провел, совершая лекционный тур по США и Канаде. Первое подобное мероприятие состоялось ещё в 2009 году, таким образом, нынешний тур стал уже одиннадцатым. Среди тех, кто регулярно приглашает меня выступать: академические учреждения, еврейские и нееврейские общественные организации, общественные центры и частные лица. Темы же лекций сосредоточены вокруг моих исследований Ближнего Востока, касаясь, в том числе, Израиля, а также ислама — как в странах своего «естественного обитания», так и в тех государствах, куда он мигрировал в последние десятилетия.
Еврейские учреждения, приглашающие меня читать лекции, представляют всю гамму североамериканской еврейской культуры: от либерально-прогрессивных, собирающихся в реформистских «тэмпэлах», до ортодоксальных и даже ультра-ортодоксальных (как мы в Израиле говорим — «хареди»). Приходилось мне выступать и по приглашению такой организации, как IAC — «Израильско-американский совет», где меня, и вовсе, просили говорить на иврите. Иными словами, в каждом туре я встречаю людей с самыми разными мнениями, знакомлюсь с совершенно различными подходами к проблемам и выслушиваю достаточно разнообразные идеи.
В прежние годы меня обычно просили говорить о Ближнем Востоке, проблемах, стоящих перед Израилем, «мирном» процессе, «арабской весне», исламе, ИГИЛ и других подобных темах, касающихся нашего региона, и распространения его проблем на другие страны. Вместе с тем ситуация в Соединенных Штатах, а особенно тема американского еврейства, как правило, никогда не включалась в цикл моих лекций, поскольку тот факт, что я являюсь израильтянином, вероятно, по мнению аудитории, лишал меня возможности судить об американских еврейских делах.
Из тех же, изредка случавшихся обсуждений тем, связанных с североамериканским еврейством, у меня сложилось чёткое ощущение, что евреи США и Канады убеждены в надёжности и безопасности своей жизни в Северной Америке, воспринимаемой ими буквально, в качестве «Земли Обетованной» — страны, где нет ни антисемитизма, ни антиеврейской дискриминации, а евреи будучи частью любого политического и социального круга, не имеют ни малейших причин для беспокойства, и чувствуют себя уверенно — ведь уровень насилия в американском общественном пространстве, как правило, низок, там же, где его нет, синагоги и еврейские общинные центры защищает полиция.
Один реформистский раввин как-то прояснил мне эти ощущения, заметив, что, мол,
«изгнание» — это, ведь, концепция, а не географическое понятие. «Любая страна, где евреи живут безопасной и полноценной жизнью, не может считаться «изгнанием», — сказал он, — Поскольку это слово относится лишь к тем странам, где евреи не могут жить своей религиозной культурной и повседневной жизнью свободно и безопасно».
Скрытый же посыл его слов состоял, разумеется, в том, что Израиль, в куда большей степени чем Америка является «изгнанием», как из-за существующих в Еврейском государстве проблем с безопасностью, так и того факта, что раввины-реформисты не имеют в нём возможности руководить своими общинами столь же свободно как в Соединенных Штатах.
Всё иначе
В этом году, однако, атмосфера в ходе моего лекционного тура, была совершенно иной. Многие евреи, представляющие все упомянутые выше культурные типы, открыто и ясно говорили о своих опасениях по поводу двух вещей: роста ненависти к евреям и ухудшения ситуации в сфере безопасности. Я намеренно стараюсь избегать термина «антисемитизм», поскольку арабы, ведь, тоже являются семитами.
Причины роста антиеврейских настроений многочисленны и разнообразны. Это, конечно, и мигрировавшее в Новый Свет христианско-европейское наследие. И восприятие евреев как тех, кто «дёргает за ниточки» в истеблишменте, финансах, СМИ, политике, науке, искусстве и кинопроизводстве. И то, что евреи, вовлечены в скандалы в мире кино (например, Харви Вайнштейн) и в финансовые мошенничества (Берни Мэдофф).
И, безусловно, рост исламской иммиграции в США, неумолимо ведущий к усилению политического влияния мусульман, что ясно видно из избрания, впервые в истории США, сразу трех мусульманских представителей в Конгресс. И отождествление евреев с Израилем, и ещё многое другое.
Важно отметить, что в США на политических позициях, привлекающих широкое общественное внимание, действительно немало евреев.
Среди служивших президенту Обаму либеральных евреев можно вспомнить Рама Эмануэля, Дэна Шапиро (посла США в Израиле), Джереми Бен Ами (главу J-Street), Джонатана Гринблатта (возглавляющего сегодня ADL) и ещё многих других. В итоге те, кто противостоял Обаме, нередко направлял свои подчас весьма ядовитые стрелы в адрес этих евреев.
В свою очередь, президент Трамп также окружён евреями — консервативными в политическом отношении, и даже ортодоксально религиозными: это и его собственная дочь Иванка, и зять Джерард Кушнер, и советник Джейсон Гринблатт, и посол США в Израиле Дэвид Фридман, а также- Майкл Коэн, Стив Мнучин (министр финансов)… список имён можно продолжить и дальше. Иными словами, у ненавистников Трампа тоже хватает евреев, на которых они могут излить своё неприятие.
Не будем забывать, что и в прошлых правительствах тоже хватало евреев. Пол Вулфовиц являлся заместителем министра обороны в администрации республиканского президента Джорджа Буша. В числе других высокопоставленных республиканцев всплывают имена Дугласа Фейта и Ричарда Перла. А демократ Клинтон предоставлял ключевые посты таким людям, как Деннис Росс, Ричард Холбрук или Мартин Индик. Иными словами — евреи и раньше оказывались между республиканским молотом и демократической наковальней.
У широко распространенной в США, идентификации евреев с большими деньгами, тоже немало причин: известные инвестиционные банки — например, Lehman Brothers и Goldman Sachs — были основаны евреями и, более того, до сих пор носят их имена. При этом, во время сокрушительного финансового кризиса 2008-2009 гг. оба банка оказались в эпицентре экономического, медийного и общественного землетрясения. В свою очередь, Берни Мэдофф, еврейский «инвестор», потерял активы тысяч американских граждан.
А ещё, именно евреи являются наиболее заметными донорами американских благотворительных организаций, таких как больницы, университеты и организации, помогающие нуждающимся. Евреи традиционно поступают так, ощущая себя благодарными принявшему их с любовью американскому обществу, интегральной частью которого они стали. Имена доноров расположены на самых видных местах — так, чтобы все могли их заметить на табличках и над входами в эти многочисленные учреждения. Вот только проблема в том, что когда обычный американец, в поте лица своего добывающий хлеб свой насущный, видит, еврейские имена гордо сияющие на входах в больницы и университеты (многие из которых взимают более 50 000 долларов в год за обучение), он связывает евреев с деньгами и в итоге еврейская щедрость как бы обращается против самих доноров и той группы, к которой они принадлежат.
Конгрессменша мусульманка Ильхан Омар прекрасно знала, что делает, разглагольствуя о связи между евреями и «Бенджаминами» (как часто называют купюру в 100 долларов США, на которой изображён портрет Бенджамина Франклина).
В настоящее время на карте американской политики чётко выделяются сразу два еврейских миллиардера, каждый из которых оказывает значительную финансовую поддержку избранной им партии. Один из них — это Шелдон Адельсон, поддерживающий «правых», другой — Джордж Сорос, выступающий за «левых». При этом, на противоположных сторонах политической карты, оба являются источником яростного гнева со стороны тех, кто противостоит их политическому выбору.
Источник на английском — Arutz Sheva
Перевод Александра Непомнящего — Еврейский мир
Июнь 2019
А чо, Брин и Цукерберг крестились?
А вообще автор прав: не помню где, читал что евреи своими пожертвованиями составляют чуть-ли не 70% пожертвований по Америке буквально по всем категориям: от театров до музеев и политических организаций.
Если не волноваться о судьбе евреев галута, стоит осознать, что, как бы кто не волновался, у них есть только два выхода, что чётко сформулировал ещё Кестлер — или репатриироваться в Израиль, ЛИБО стать ассимилянтами.
По моему мнению, ассимиляция, это удел примерно 90% галутных евреев. Остальные вполне могут оказаться полезными гражданами Израиля. Со временем. Впрочем, это, на мой взгляд, не относится к галутным евреям Германии.