Для нас мучительно саморазрушение морального авторитета Объединенных Наций.
Бернхард Фогель, президент Центрального комитета немецких католиков
Каждый год выпадают какие-то круглые даты. Одни годовщины отмечаются пышно, под звон фанфар, другие стыдливо игнорируются как неприятное напоминание.
Ко второй категории относится событие, старательно не замечаемое мировым сообществом, произошедшее 10 ноября 1975 года. В этот день Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, осуждающую сионизм как форму расизма, и тем самым покрыла себя позором. С тех пор прошло 40 лет.
Немало бывших советских граждан, особенно евреев, помнят, что именно Москва еще в 1964 году предприняла попытки на международной арене связать сионизм с расизмом вообще и фашизмом в частности.
Хорошо помню, когда Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, нашлись многие авторы, которые упоминали её в контексте, что сионизм был осужден мировым сообществом, но при этом самой этой резолюции в глаза не видели и текст её не читали. В СССР сразу нашлись юристы, историки, приверженцы вершителей советской внешней политики, которые сформулировали юридическую квалификацию международного сионизма как неправомерного явления и разновидности расизма, теория и деятельность которого несовместимы с международным правом и представляют постоянную угрозу миру и добрососедским отношениям между государствами.
По мнению советско-российского ученого, доктора исторических наук, профессора Александра Барышева, это решение было связано с многочисленными израильскими нападениями, агрессиями, геноцидом придуманных в высоких советских кабинетах палестинцев и попытками Израиля разрушить арабскую цивилизацию.
С начала 1970-х годов центром антиизраильской кампании стала ООН.
Результаты обычно предопределялись арабскими государствами и Советским Союзом вместе с существовавшим тогда социалистическим блоком и диктаторскими режимами стран третьего мира. За восемь лет (1967–1975) было опубликовано более 120 книг и брошюр, призванных раскрыть расистскую сущность сионизма. В свидетели призывались не только Маркс, но и Гитлер, и Геббельс, и даже такая фальшивка, как «Протоколы сионских мудрецов». В декабре 1973 года арабским странам удалось внести поправку в очередную резолюцию ООН против апартеида, в соответствии с которой осуждался режим Южной Африки. Сюда же были причислены португальский колониализм и израильский сионистский империализм.
Год спустя ООП получила постоянный статус при ООН в качестве «национально-освободительного движения». Параллельно арабскими странами при поддержке Москвы было совершено несколько неудачных попыток изгнания Израиля из ООН. В конечном счете личный и государственный террор со стороны арабских государств, подогреваемый Москвой, позволил ООН в ночь с 10 на 11 ноября официально объявить сионизм формой расовой нетерпимости. В своей речи представитель Израиля Хаим Герцог публично назвал принятую резолюцию антисемитской и разорвал ее текст, объявив, что преследования лишь укрепят сионизм.
***
Исключительная роль в развенчании антисемитской позиции, занятой большинством делегаций, среди которых тон задавала советская, принадлежала Дэниелу Патрику Мойнихану, которого 30 июня 1975 года президент Джеральд Форд назначил американским представителем в ООН.
Помимо выступлений в ООН Мойнихан подробно обосновал позорный характер принятого решения в своей книге «Опасное место». Вместе с ним интересы Государства Израиль защищал представитель еврейского государства в ООН Хаим Герцог (будущий шестой президент государства).
Американский дипломат Дэниел Патрик Мойнихан родился в Тулсе, штат Оклахома, 17 марта 1927 года. С 10 лет, когда отец бросил семью, мальчик стал чистильщиком обуви, чтобы помочь матери прокормить семью. Окончил среднюю школу в Гарлеме и год проучился в городском колледже Нью-Йорка.
Был мобилизован в военно-морской флот, прослужил с 1944 по 1977 год. Затем Дэниел Мойнихан окончил университет Тафта, учился в Лондонской школе экономики, преподавал государственное управление в университетах Сиракуз и Гарварда, стал автором или редактором 19 книг. В администрации президента Джона Кеннеди Мойнихан занимал должность замминистра труда, а затем служил в различных должностях подряд в четырех президентских администрациях. Это был редкий случай, когда член Демократической партии назначался на ответственные посты в администрации республиканских президентов. Объяснить это можно незапятнанной репутацией и глубокими знаниями Дэниела Мойнихана. С 1973 по 1975 год он служил послом США в Индии. Его жена Элизабет Бреннан, с которой он прожил в счастливом браке 47 лет, специализировалась в области истории архитектуры (в частности, классической индийской).
Подготовка и принятие резолюции включали ряд примечательных эпизодов.
1 октября 1975 года на трибуну Генеральной Ассамблеи ООН поднялся президент Уганды Иди Амин. В зеленом мундире с золотыми эполетами и золотым маршальским жезлом, увешанный едва ли не до колен орденами и медалями, под овации делегатов собравшегося форума он призывал к исключению Израиля из ООН и вообще к уничтожению Израиля как государства. Почти всех делегатов не смущало, что этот «маршал» имел привычку скармливать своих политических противников крокодилам, а в подвластной ему стране происходила беспрецедентная этническая чистка от азиатов, сопровождаемая массовыми убийствами.
Дэниел Патрик Мойнихан бойкотировал все публичные выступления с участием любителя крокодилов. А через два дня на конференции объединения американских профсоюзов АФТ-КПП заявил: «Это не случайно, что сей расистский убийца, стоящий во главе Организации африканского единства, призывает к уничтожению Израиля. Ненависть, извергаемая Амином, является ненавистью всех деспотов к демократии, включая Израиль».
Как представитель США, Мойнихан призвал Организацию африканского единства отмежеваться от демагогии Амина. Пресса США отметила, что Америка не будет покорно внимать «моральным лекциям тех, кто морально ниже ее». Но нашлись среди американских дипломатов и противники позиции Мойнихана. С точки зрения здравого смысла, парадоксально, что первым номером оказался еврей — госсекретарь Генри Киссинджер, который выразил крайнее недовольство, дескать, зачем оскорблять всех африканцев. Было даже официально заявлено, что «слова посла Мойнихана принадлежат только ему». Негласное противостояние между этими дипломатами продолжалось и впредь. Отвергая лицемерие, принявшее в международном сообществе характер эпидемии, Мойнихан опасался того, что если язык прав человека «может быть обращен против одной демократии, то почему его не повернуть против всех демократий?»
Вместе с Хаимом Герцогом Мойнихан добивался, чтобы Третий кабинет ООН (по социальным и гуманитарным вопросам) отклонил это предложение, но советские и арабские спонсоры добились того, что 17 октября резолюция была принята.
Хотя резолюция и не имела практического значения (резолюции Генеральной Ассамблеи считаются рекомендательными и не носят обязывающего характера), но евреям, по сути, было заявлено, что хотя они и могут считать себя народом, но не имеют права на свою родную землю.
В обращении к Генеральной Ассамблее ООН в день принятия резолюции посол Израиля Хаим Герцог заявил, в частности, что эта резолюция представляет собой «еще одно проявление ожесточённой антисемитской, антиеврейской ненависти, которая вдохновляет арабское общество». В конце своей речи он сказал: «Для нас, еврейского народа, эта резолюция основана на ненависти, лжи и высокомерии, лишена всякого морального или юридического значения. Для евреев это не более чем кусок бумаги, и мы будем рассматривать его как таковой», — после чего разорвал копию резолюции, которую держал в руках.
«Гитлер почувствовал бы себя как дома, присутствуя на этом заседании», — заявил Герцог. Он также указал на то, что голосование проходило в 37-ю годовщину нацистской Хрустальной ночи, направленной против евреев.
Как вспоминал Герцог, после подсчета голосов арабские делегаты «были готовы пуститься в танец», но торжество подпортил Мойнихан. Прошествовав через весь зал, он обнял своего израильского коллегу и на глазах всего зала и во всеуслышание посоветовал: «Fuck them!» (мягкий перевод — «А ну их!»).
Затем Мойнихан произнес речь, осудив принятую резолюцию как «недостойный акт», подчеркнув, что расизм — это выдуманная теория, необходимая для оправдания неблаговидных практических действий: «Чудовищная ложь, которая была сказана здесь сегодня, будет иметь чудовищные последствия. Не только люди начнут говорить, как они уже и на самом деле стали говорить, что Объединенные Нации — это место, где все лгут; гораздо более серьезный, глубокий и, по всей вероятности, непоправимый вред будет нанесен делу прав человека. Этот вред появится прежде всего потому, что он снимет с расизма точное и отвратительное значение, которое он пока что едва-едва сохраняет. Что же будут народы мира думать о расизме и о необходимости бороться с ним, когда им говорят, что это настолько широкая идея, что в нее включено и еврейское национально-освободительное движение?.. Соединенные Штаты Америки заявляют, что они не признают этого позорного акта, не будут придерживаться его и никогда с ним не смирятся».
Мойнихан произнес эту речь 17 октября 1975 года уже после того, как резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3379, объявившая, что «сионизм является формой расизма и расовой дискриминации», была принята.
После этого Америку охватило необычное состояние: люди разных убеждений объединились в протесте против фашиствующего антисемитского акта. Ветеран профсоюзного движение Гарри Ван Арсдейл выразил это в следующих словах: «Когда Пэт Мойнихан поднялся 17 октября после голосования против сионизма, чтобы обнять израильского посла, его руки были руками всех нас, американцев: черных и белых, христиан и евреев, иммигрантов и рожденных здесь, рабочих и работодателей».
Другой видный профсоюзный деятель Сезар Чавес назвал резолюцию 3379 антисемитской, уточнив, что «национальный очаг для еврейского народа является естественным и законным чаянием одного из самых угнетенных меньшинств в истории».
Даже небезызвестный тогда глава консерваторов США сенатор Бэрри Голдуотер в письме Мойнихану просил его «продолжать замечательную работу… Настало время, чтобы кто-нибудь в Соединенных Штатах заговорил так, как говорите вы… мы не собираемся отмалчиваться и позволять горсточке государств, неспособных управлять даже собой… указывать, что нам следует делать».
Мойнихана приветствовали как героя, защищавшего собственную страну, хотя резолюция 3379 и была принята. Его популярность была невероятно большой. Когда он шел по Нью-Йорку, таксисты сигналили и приветствовали его одобрительными криками.
Профессор истории Гил Трой писал: «Никогда в истории не было такого всенародного, широкого, массового отпора антисемитизму гражданами столь могучей страны».
Выступление американского посла, наверное, войдет в историю ООН как одно из наименее дипломатичных. Мойнихан совсем забыл о дипломатическом этикете, характеризуя сторонников резолюции. Тогдашняя администрация президента Форда поспешила заменить «недипломата» Мойнихана дипломатом Уильямом Скрентоном, который сразу стал петь дифирамбы арабам.
Окончание тут
Семен КИПЕРМАН, Хайфа
http://isrageo.com
У этого «одного из самых «угнетенных» меньшинств в истории» в руках контроль над 80% мировых СМИ.
У-у-у, кто к нам пришел? Галочка, а можно первоисточники? И почему это БиБиСи, Евроньюз, все СМИ России, Арабов, Африки ни слова хорошего о евреях. Они, правда , и о русских ни слова хорошего не говорят, но это понятно: русские не заслужили хороших слов: самый преступный народ в мире…
Анатолий, не надо грязи!
В России, в отличие от Африк, канннибаллизьмом не балуются.
И колумбийские «галстуки» не применяют.
Боле-мене фсё прилично.
Не знаю кто скрывается за ником «Галя» — замшелый АНТИСИМИТ (ка) — ТОЧНО !
Искать что-либо правдивое в её словах — занятие безнадёжное …
Я добавил бы к вашим словам, Анатолий, одно уточнение :
» …русские не заслужили хороших слов: самый преступный народ в мире… «,
потому что, даже после того,
как эти преступления разоблачены, они и НЕ ДУМАЮТ КАИТЬСЯ В своих ПРЕСТУПЛЕНИЯХ.
Примеров ТЬМА — начиная от покорения Сибири, до Афганистана, а сегодня — Украины.
Вотличие от этих варваров, немцы на совести которых не меньше грехов, по-настоящему КАЮТСЯ уже не один десяток лет. Сам тому свидетель.
>> В декабре 1973 года арабским странам удалось внести поправку в очередную резолюцию ООН против апартеида, в соответствии с которой осуждался режим Южной Африки. Сюда же были причислены португальский колониализм и израильский сионистский империализм.
…
Что ничуть не помешало той же Португалии проголосовать ЗА резолюцию 3379.
Кроме нее, за голосовали Бразилия, Мексика, Кипр и Мальта (Греция с Аргентиной воздержались).
Разумеется, и Индия с Китаем. Когда принимали вторую, отменяющую резолюцию, представитель Китая на заседание не явился.