Осенний парафраз. Ч.1/3

avrumАврум ТАРАНТУЛ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое эссе было написано несколько лет назад, но на вечную тему. Потому предлагаю его тебе, читатель.

Жизнь сложилась так, что тесное сближение с еврейской традицией началось у меня лишь после алии в Израиль. Хотя, в детстве, благодаря семейной обыденности, отдельные отблески ее иногда падали на жизненный путь, как-то ориентируя в правильном направлении (рекомендую прочесть рассказ моего кузена Р.Миллера «Судный день»).

В Израиле же открылось море возможностей: от полного отрицания еврейской традиции, особенно, под юдофобскими знаками «всечеловечества» или «русского соотечества», до полного ухода в мир ультраортодоксального иудаизма.

Не знаю, как кто, не знаю, понравится ли это — я не засидевшаяся девица на выданье и не стремлюсь кому-то быть приятным во всех отношениях — ведь, все равно, это невозможно. Более того, большинство окружающих сами как-то меняются под ветрами обстоятельств, всяких довелось повидать. Лишь упертых фанатиков — редко.

Так вот, войдя на шестом десятке в плотные слои атмосферы, пропитанные иудаизмом, я стал вникать в него, стараясь, не особо ломать себя, но с желанием понять традицию.

Буквально, в третьем абзаце эссе об этом написано.

Хочу еще заметить, что мне более всего, по душе череда осенних еврейских праздников — Рош а-Шана, Йом Кипур и Суккот с Симхат Торой — каждый по своему. Этот праздничный сериал, в отличие от пропитанных историей и материальной стороной жизни: Песаха, Лаг ба-Омера, Шавуот, Хануки, Ту бе-Швата и Пурима, практически — чисто духовные, напрямую обращающие еврея лицом к Создателю.

Об этом и речь в моем парафразе популярных тем Торы.

Иерусалим, месяц тишрей 5775 г. от Сотворения человека.

Western Wall Yom Kippur

Я засел писать первую серию летописи октябрьским  утром, последовавшим за исходом поста-праздника Йом Кипур — Судного дня.

Вчера же, с наступлением темноты последний рев шофара, а затем — радостный перестук молотков множества суккостроителей, раздавшийся после небольшого перерыва, необходимого для ликвидации последствий 25-часового поста, известили округу об исходе дня, с которого, как водится, очередной раз начинаем новую жизнь. Вернее, жизнь-то старую, но с нового листа, на котором уже красуются подпись и печать Самого…

Если же серьезно, то дюжина лет, проведенных в Иерусалиме, безусловно, в состоянии сильно воздействовать на общее мировоззрение. Не скажу за всех, но на мое — уж точно. Таков здесь у нас пейзаж, таков воздух, таковы недра, излучающие скрытую гигантскую энергию, накапливаемую тектоническими силами Сирийско-Африканского разлома. И чем старше (точнее, уже — старее) становишься, тем более задумываешься над вопросом: так что же все-таки управляет миром? А сентябрь, он же элул/тишрей, особенно его конец, на который чаще всего, приходится праздник Рош а-Шана, знаменующий сотворение Человека, день, когда, по преданию, Свыше предопределяется судьба каждого в начавшемся году, и следующие за Рош а-Шана десять Дней Раскаяния, заставляют о многом задуматься.

maxresdefault

Хотите, считайте меня мракобесом, но я вижу в Торе достаточно корректный и достоверный исторический документ, написанный в своеобразных эпохе манере, традициях и стандартах, не лишенный, разумеется, субъективного налета первых ее летописцев. История, записанная в ней, из-за давности веков давно уже потеряла любые валентности к поползновениям в сослагательное наклонение или в конъюнктурную изменчивость и непредсказуемость. Канон Торы сложился в незапамятные времена, каждая буква давно знает свое место. Остается лишь читать. И желательно, понимать прочитанное. Лучше всего, своей головой, не передоверяя чтение и осмысление пересказам идеологических работников. Я имею в виду под «не передоверяя» вовсе не отрицание их рассказов, мнений, толкований и т.д. Я подразумеваю, что все эти мнения — не лучше и не хуже моего, вашего, любого, и не могут быть возведены в абсолют. А если я или вы найдем в них что-то для себя новое, подталкивающее на самостоятельное размышление, так это — только хорошо. А если оно еще и не лишено знания и логики, то, вообще — прекрасно! Но не непререкаемо, вот в чем главное! Впрочем, это относится не только к Торе.

…В этот раз меня почему-то потянуло проследить историческую коллизию, продолжавшуюся почти ровно полгода в 2… году от Сотворения мира, в каком точно, к позору моему, назвать не могу, но было это приблизительно 3300 лет назад, в XIII веке до н.э., если говорить на языке нынешней цивилизации.

Речь идет о первом полугодии процесса зарождения нашего народа как единой нации, то есть общности, связанной происхождением, точнее родоплеменными связями, идеологией, или, если хотите — религией и целью.

Но этот процесс, на самом деле, начался гораздо раньше, как минимум, на несколько веков, когда праотцу Авраму было объявлено об его и будущих его потомках избранности, а то и, на мой взгляд, может, еще тысячелетием-другим прежде, в событиях, о которых Тора практически умалчивает.

Я имею в виду необъяснимый расцвет Египта в ХХХ-ХХV вв. до н.э. Ведь это была вершина, это была цивилизация, в полном смысле этого слова — самодостаточная, замкнутая, высокотехнологичная. Настолько высокотехнологичная, что до сих пор не найдены ни рациональные объяснения этому историческому феномену, ни достоверные технические реанимации или реконструкции в духе сделанных в палеонтологии Кювье и демонстрирующие, например, реальные способы возведения пирамид.

pyr_iЧтобы это прочувствовать, на мой взгляд, недостаточно прочесть даже сотню книг, осмотреть египетские коллекции Британского Музея или Эрмитажа. Это не дает представления. Нужно своими глазами увидеть Египет. Грандиозность пирамид, возведенных 45-50 веков назад, изящество и совершенство изваянных тогда скульптур, на тысячелетия предваряющие изысканность статуй древних Греции и Рима, безусловно, впитавших их как образцы. И еще — нужно своими глазами увидеть постепенную деградацию изначально высокой культуры — пирамиды становятся все меньше, их возводят уже не из неподъемных, даже в нынешних понятиях, каменных, хорошо обработанных глыб, а из кирпичей. Впрочем, кирпичи, это — прогресс технологии или ее регресс? Замена штучных изделий штамповкой? Экономика должна быть экономной?

Но и скульптуры мельчают, ухудшается качество обработки, деталировка. Конечно, эстетика, дело такое: сегодня в моде кропотливый трудяга Александр Иванов, а завтра — скоромаз Винсент Ван Гог (которого, ой, как люблю!). Но разве сравнить проработку деталей у Винсента с ивановской? И это изменение эстетики — на коротком отрезке времени, ведь художники эти, кажется, даже по присутствию на белом свете успели пересечься?

В Национальном же Музее Египта экспозиция показывает процесс тысячелетий. И что очевидно — чем ближе к нам по времени, тем проще и хуже. Никакого развития. Только деградация. Особенно, если продолжить обзор до Египта современного. Но здесь, правда, есть алиби. Обращенный мечом и огнем в магометанство 13 веков назад, огнем, сознательно спалившим, кладезь всей древней мудрости — Александрийскую библиотеку, Египет стал совершенно иным и покатился по рельсам Мохаммеда, а последовавшие его низвержения и возвышения более-менее синхронны с процессами в магометанском мире, о котором речь не сейчас. Одно скажу — прогрессу новая оболочка никоим образом не способствовала. Пик цивилизации на той африканской земле видится далеко-далеко, лишь через черный коридор тысячелетий.

Итак, вернемся к нашей истории.

Начну с предположения. Этакой байки-гипотезы.

Предположим, что лет тысяч пять-шесть назад некая Высшая Сила, наделенная способностью воздействовать на человеческую психику, хотите, называйте Ее Богом, Пришельцами, Инопланетянами — меню на ваш вкус и фантазию, можете расширить, — обратила внимание на племена гомо-сапиенс, заселявшие Африку, где люди изначально сформировались как биологический вид, а также на людские племена, частично расселившиеся в Передней Азии.

И по какому-то Ей одной известному замыслу, Высшая Сила эта решила, скорее всего, после некоторого тестирования особей, научить этих диких в те времена людей Высшему Знанию, запрограммировать их на уровне максимума биофизических и психо-информационных возможностей вида, измеренных Высшей Силой в результате экспериментов и исследований.

Первый эксперимент был поставлен над племенами, жившими в долине Нила.

jos
Первая из гигантских пирамид Египта — пирамида Джосера на границе с Сахарой

Мозги туземцев, отобранных по наиболее высоким значениям IQ, были напрограммированы Высшей Силой большим количеством естественнонаучных знаний, и способами их обработки, позволяющими осуществлять множество серьезных технологических действий, резко поднимающих качество жизни хомо-сапиенс. Этих людей, жрецов, научили искусству управления другими людьми, превосходящему по своим оперативным возможностям инстинктивно-животные рефлексы вожака стаи. Они были обучены науке сохранения и передачи информации в виде письма и чтения.

Более тупые особи были напрограммированы на ряд умений, ловкость при выполнении однообразных задач, управляемость, коллективное выполнение совместных действий.

Для обучения и эталонирования Высшая Сила сама или при участии подопытных создала образцы цивилизационной культуры: те самые огромные первые пирамиды, изваяния, фрески, предметы техники и цивилизованного быта.

А затем оставила хомо-сапиенс развиваться самостоятельно, наблюдая, что из этого выйдет.

Но, похоже, у Высшей Силы случилась недоработка. По неизвестным нам причинам она не учла особенности человеческого мозга, требующего еще и иррационально-духовной жизни. И когда подопытные участники эксперимента, будем их дальше называть египтянами, удовлетворили с помощью новых знаний, позволявших, к примеру, вести грамотное земледелие в долине Нила, ибо ученые жрецы точно определяли периоды его паводков, свои основные материальные потребности, им захотелось чего-то еще. И потянуло к чему-то Высшему, Совершенному, Сильному. Душа требовала, а голова работала, и египтяне стали создавать себе богов.

Недоработала Высшая Сила, не приучила египтян к тому, что Она — Создатель! Впрочем, может, так был задуман эксперимент?

Во всяком случае, судя по всему, его результаты Высшей Силе не понравились, она так и оставила египетское общество на самотеке, а оно, будучи лишь напрограммированным технологически и рассеянным духовно, ибо непрерывно создавало все новых и новых богов, число которых, в общей сложности, возможно, даже превысило число жителей страны, это общество не имело ни сил на генерирование новых идей в сфере экономики и технологии, ни изначальных способностей к этому. И потому было обречено на деградацию. Пусть медленную, но неминуемую.

Второй эксперимент тогда же или несколько позже был запущен на племенах Междуречья. Скорее всего, позже. Очевидно, на основании египетского опыта, прежде чем начинать его, Высшая Сила что-то подкорректировала в своих методиках, но, как водится, с перегибом в другую сторону.

Именование животных. Фрагмент византийской фрески.

Аборигены Междуречья были обучены, так сказать, созерцательности. Этот момент отражен в Торе, где Адам раздает имя каждому растению и животному. Месопотамцев научили замечать и запоминать огромное количество явлений. Но их программы не были настроены на поиск взаимосвязей явлений и фактов и их практическое использование. Если сравнить методики обучения египтян и месопотамцев, то современной реинкарнацией методов египетских будут используемые в естественно-научном мире (постулирование-логика-доказательство-эксперимент-корректировка), а месопотамских — принятые в мире гуманитарном (провозглашение-заучивание-трансляция). Похоже, что на этот раз Высшая Сила, заранее создав комфортный мир для неприхотливого дикаря, мир, не требующий от него усилий для поддержания жизнедеятельности (Ган Эден) и, загрузив его мозги массой знаний, но не снабдив программой по их обработке, ставила эксперимент-негатив по отношению к египетскому.

И здесь тоже вышел прокол. Высшая Сила недоучла естественное любопытство человека к реальному окружающему материальному миру, образно говоря, к «комплексу Алеши-Почемучки», вовсю эксплуатируемому сегодняшней израильской рекламой, где симпатичный карапуз на любое мамино утверждение очередной раз спрашивает: «Лама?» (Почему?).

М.Шагал. Изгнание из рая.

Недоработка привела к тому, что нашпигованный извне понятиями человеческий мозг начал как-то ими оперировать, ибо это был уже мозг человеческий, и пусть не лучшим образом, какой можно было бы предположить, имей он операционную систему, вставленную Высшей Силой, но, тем не менее… Эксперимент продолжался намного дольше длительности человеческой жизни, и через ряд поколений Высшая Сила установила, что с месопотамцами не вышло чистого эксперимента, они слишком много знают, чего не надо, самостоятельно сделав кое-какие выводы. И произошло то, что написано в Торе. Высшая Сила бросила их на произвол судьбы, изгнав из экспериментального Ган Эдена, привив на дорогу лишь минимальные цивилизационные навыки.

Похоже, именно это событие мы и отмечаем в Рош а-Шана.

Итак, что же получилось в результате экспериментов?

В дельте Нила жила, не замечая своего медленного умирания, высокоразвитая египетская цивилизация, а в Месопотамии чуть приодетые полудикие племена промышляли охотой, рыболовством. Некоторые оседали и методом проб и ошибок самообучались скотоводству и земледелию.

М. Шагал. Каин и Авель

Земледелец Каин убил брата — пастуха Авеля и за этот рудиментарно дикий проступок был напрограммирован на изгнание в землю Нод, где на первой в мире каторге отбатрачивал свое преступление, воздвигая по встроенной программе город Ханох. Не мог же пахарь сей, на соху налегая рукою и задумчиво идя полосою, самообучиться невиданному им градостроительству?

Что касается Высшей Силы, то анализируя результаты обоих экспериментов продолжительностью более тысячелетия, она была, видимо, вынуждена признать определенное противоречие между естественно-физическими и духовными потребностями человека. Выходило так, что чем более человек умел в практической жизни, тем слабее осознавал Высшую Силу и Ее роль. Короче говоря, духовно падал человек… Крах месопотамского эксперимента оказался почище краха эксперимента египетского. Если в Египте была в значительной мере реализована задача — создать Человека Цивильного, то в Месопотамии задача вырастить даже на всем готовом, пусть хоть в ограниченной резервации Гана Эден, Человека Духовного, провалилась вчистую.

И Высшая Сила разочаровалась в народе Египта, первым избранном ею для создания Цивилизации, ибо народ Египта Высшую Силу в упор не видел и признавать не хотел. И в месопотамцах разочаровалась она — уж больно примитивными и убогими были они, их хватало лишь на существенно более примитивный образ жизни, тем не менее, более творческий, чем у египтян, и постепенно саморазвивающийся. Но и они значительную часть своего интеллекта стали расходовать на создание новых богов, и не обращали внимания на Высшую Силу.

Шли века. Египет продолжал жить по первичной программе, и потихоньку деградировал. Месопотамия, наоборот, развивалась, и уже не так сильно они отличались по уровню развития. Между ними установились связи, пролегли караванные пути. На планете, между тем, периодически происходили геологические катаклизмы, и особенно им были подвержены те места, о которых мы говорим, ибо именно там Азия мерится силой с Африкой — кто кого выдавит? Грохотали разрушительные землетрясения, опускалась суша морских берегов и в образовавшиеся пустоты врывалась морская вода, уничтожая людей и создаваемые ими города и цивилизации. Много всего было. И Высшая Сила, наблюдая за этим, тщетно ожидала, от людей понимания Ее роль в мироздании… Люди предпочитали обожествлять физические силы природы и последствия их взаимодействий.

И с отчаяния решила Высшая Сила уничтожить всех мыслящих людей, порожденных ее экспериментом.

Ноев ковчег в порту последней приписки — Иерусалимском зоопарке

И тогда, решив напоследок пройтись по своей базе данных, она вдруг обнаружила, что есть среди подопытных один месопотамец, глава рода, осознавший Ее роль. Звали его Ноахом. И был взят Ноах Высшей силой и напрограммирован на египетский технологический манер для того, чтобы суметь организовать материальное спасение самого себя и спасти своих близких и передать в потомстве своем понимание роли Великой Силы. Как там было дело, подробно рассказывает Тора.

И начался новый эксперимент, вернее, новая фаза. Все, что произошло затем, было с достаточной достоверностью спрогнозировано Высшей Силой. Тектоническая катастрофа, сопровождаемая великим потопом, уничтожила практически всех месопотамцев — участников эксперимента. Спаслось лишь семейство Ноаха.

Семь Заповедей, переданных Создателем народам через Ноаха.

И тогда Высшая Сила в дополнение к его высоко-духовному интеллекту, к его уже существовавшей начиненности научно-технологическими знаниями добавила еще и ясное понимание Ее роли и Основы морали, которые Высшая Сила начала продумывать, еще лишь увидев первые признаки краха в бездуховном египетском эксперименте и удвоила усилия по разработке моральных принципов, увидев первые результаты эксперимента месопотамского, прежде всего — легкомысленную вседозволенность, доходящую порой до кровавых деяний, как случилось с Каином…
И расплодилось племя Ноаха, и заселили его потомки ближние и дальние земли. И кто-то из них воспринимал Ноахову идею Высшей Силы и ее роль, а кто-то — и нет. Кто-то с трепетом душевным относился к Ней, что Ей льстило, а кто-то, возгордясь и кичась технологическими знаниями, взялся построить башню до небес. Да ошибся в расчетах. Его не напрограммировали ни на экспоненциальное снижение атмосферного давления с высотой, которое должно было просто остановить строителей уже на высоте в несколько километров, ни основам сопромата. Прорабы переругались, заклялись впредь разговаривать друг с другом и разбежались по своим городам и весям, постаравшись забыть общий язык. А башню ждал удел всех будущих недостроев — она, в конце концов, рухнула под тяжестью веков и собственных конструкций…

Прошло три века, и в той же Месопотамии в пастушеском шатре родился пра-пра-…-правнук Ноаха Аврам…

Иерусалим, год 5769 от Сотворения человека.

(продолжение следует)

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора