КУЗНЕЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ

Продолжение. Начало тут

ОПТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ      

 База для производства оптических приборов — биноклей, стереотруб, дальномеров и прицелов — в СССР была заложена еще до Второй мировой войны и сосредоточена по большей части в Ленинграде и Москве. К моменту нападения Германии эти предприятия не имели действующих дублеров. Поэтому их эвакуация оставила вооруженные силы без пополнения оптическими приборами. Всего было эвакуировано пять предприятий, и только два сравнительно маломощных находились в тылу. Эвакуированные заводы развертывались буквально с ходу и начинали выдавать продукцию через считанные недели после прибытия на место. Одним из самых крупных оптических заводов всю войну руководил А.С. Котляр. Несмотря на крайне неблагоприятные условия размещения, перебои в поставке материалов, подаче электроэнергии, воды и топлива, этот завод уже через месяц начал выпуск продукции.

Завод Котляра успешно обеспечивал фронт наблюдательными приборами, танковыми и орудийными прицелами, стереодальномерами и другой сложной оптикой. Широкой популярностью у танкистов пользовался прицел Т.М.Ф., созданный главным инженером завода Е.И. Мароном и заместителем главного конструктора Е.И. Финкельштейном. Финкельштейн был талантливым изобретателем. Он, совместно с главным технологом А.А. Менцем, разработал методы скоростного проектирования, позволившие вести подготовку производства в сроки, значительно опережавшие плановые.

В разработке новейших оптических приборов также отличились и другие конструкторы-евреи. Я.А. Раскин изобрел и внедрил в производство прицел для пикирующего бомбардировщика, а конструктор Айзик Ицкович Пацкин — автоматический прицел для зенитных орудий, за который он получил Сталинскую премию. Весьма эффективный командирский прибор для танка разработали конструкторы И.Г. Лурье, М.Я. Кругер и Фукс-Рабинович при участии исследователя В.М. Файнблута.

 На заводе, где директором был М.М. Дунаевский, было организовано производство одного из самых массовых оптических приборов — снайперского прицела. Кроме того, на этом предприятии выпускались большие стереотрубы, зенитные дальномеры и целая гамма различных прицелов.

АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Внезапное нападение нацистской Германии привело, в числе других тяжких последствий, к поражению советской авиации. К началу войны в приграничных округах СССР насчитывалось около 8 тысяч боевых самолетов. Большинство из них составляли машины устаревших типов. И только полторы тысячи можно было отнести к современным образцам. Но и безотносительно к этому факту практически основная масса советской авиации была уничтожена в течение первых же дней войны, главным образом на аэродромах. Остро встал вопрос о срочном восполнении уничтоженного. При этом, учитывая недостатки старых систем, требовалось производить машины, способные на равных вести воздушные бои и поражать наземные цели.

Советские штурмовики Ил-2 над Берлином, 1945 год
Советские штурмовики Ил-2 над Берлином, 1945 год

Естественно, эта задача стояла перед авиапромышленностью и конструкторами. Следует отметить, что в довоенные годы была развернута достаточно мощная база авиапромышленности, способная выпускать большое количество самолетов. Ее основные заводы были сооружены в Москве и Подмосковье, Горьком, Воронеже, Казани и Куйбышеве. Первым наркомом авиапрома стал Михаил Моисеевич Каганович (родной брат сталинского соратника). Однако он являлся прямой противоположностью брату в смысле профессионализма и кровожадности. Но в одном они были схожи: в совершенно невероятной работоспособности и неуемной энергии. В значительной мере благодаря высокой компетентности, решительности и инициативе Михаила Кагановича советская авиапромышленность достигла перед войной достаточного уровня производительности и имела немалые резервы для развертывания.

Kaganovich_M_M
Михаил Моисеевич Каганович

Однако проводимая в то время политика жестоких и необоснованных репрессий к руководству промышленности привела к тому, что Михаил Каганович ушел из жизни      (застрелился). Наркомом авиапрома был назначен Шахурин — партийный функционер, в авиастроительстве профан, да к тому же человек средних способностей. Естественно, его личные качества отнюдь не способствовали быстрому вводу в действие эвакуированных заводов и наращиванию мощностей уже функционировавших.

В этих условиях особое значение имела деятельность остального руководства отрасли и директоров авиапредприятий, которые сумели выполнить задачу их срочного развертывания и наращивания выпуска современных боевых самолетов. Среди этих руководителей было немало евреев. И в первую очередь следует подчеркнуть выдающуюся роль заместителя наркома Соломона Мироновича Сандлера. Он родился в 1903 году в городе Рудня Смоленской губернии, окончил Университет цветных металлов и золота и институт, был высокообразованным специалистом. Однако — не по авиастроению. Заместителем наркома стал в 1940 году.

Был, естественно, вполне гражданским человеком, но в годы войны ему присвоили звание генерал-майора инженерно-авиационной службы. И по достоинству. Ибо в военные годы Соломон Сандлер делал все возможное и невозможное для увеличения выпуска самолетов и повышения их летных и боевых характеристик. И его усилия вполне оправдались, это подтверждают итоги работы авиапромышленности, которые намного выше по количеству произведенных машин сравнительно с Германией при достаточно высоких качествах самолетов. За годы войны генерал Сандлер награжден пятью орденами.

Но Сандлер не был авиаспециалистом по образованию, а стал им в процессе работы. В противоположность ему Павел Яковлевич Залесский окончил инженерный факультет Военно-авиационной академии и долго служил в летных частях. Именно он в 1940 году стал начальником Главного технического управления наркомата авиапромышленности и решал вопросы постановки на производство и выпуска новейших типов боевых самолетов, работал плодотворно, успешно справляясь со своими ответственными обязанностями. Павлу Залесскому было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы, и он награжден шестью орденами.

Решением проблем, связанных с научными исследованиями в области авиастроения, руководил Владимир Исаакович Поликовский. Он родился в Женеве в 1904 году, окончил технологический институт, был заслуженным деятелем науки, доктором технических наук, профессором. В годы войны Поликовский возглавлял Центральный научно-исследовательский институт авиационного моторостроения в звании генерал-майора. Благодаря интенсивной творческой деятельности этого института в значительной мере было освоено и запущено в производство за годы войны 25 типов новых и модернизированных самолетов. За достигнутые результаты генерал Поликовский был награжден пятью орденами и получил Сталинскую премию.

Главными организаторами производства самолетов в годы войны являлись директоры авиационных заводов, среди которых было немало евреев. В первую очередь нужно отметить особо результативную деятельность на посту руководителя большой группы авиазаводов в Листвянке (близ Куйбышева) Михаила Сергеевича (Симховича) Жезлова. Он родился в 1898 году в станице Верхне-Чирская, служил в армии, окончил Промакадемию в 1935 году, а через три года назначен директором авиазавода. Вот так репрессии и очищали все посты. В данном случае человек оказался на своем месте.

 Он был, по сути, типичным представителем плеяды так называемых выдвиженцев на руководящие посты из рабочего класса. Тем не менее, все военные годы вполне успешно руководил едва ли не самой мощной в стране группой авиазаводов, выпускавшей до 18 процентов всех боевых самолетов, в том числе знаменитые штурмовики Ил-2. Но не только. С началом войны Жезлова назначают директором Московского авиамоторного завода, крупнейшего в стране, который затем был эвакуирован в Листвянку. Производил двигатели для штурмовиков и бомбардировщиков, изготовил их больше, чем все остальные заводы этого назначения. Михаилу Жезлову было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы, Героя Социалистического Труда, он награжден пятью орденами.

Крупнейшим Саратовским авиационным заводом руководил в годы войны и после нее Израиль Соломонович Левин. В отличие от Жезлова он был авиационным инженером, окончил в свое время Военно-авиационную академию. Немцы систематически бомбили Саратовский авиазавод, особенно в 1942 и начале 1943 года. Однако под руководством Левина каждый раз предприятие вставало из руин и продолжало выпуск боевых самолетов. Израилю Левину также было присвоено звание генерал-майора, он награжден пятью орденами. Кстати, главным инженером его завода тоже был еврей – Григорий Натанович Пивоваров.

Не стал, однако, генералом Матвей Борисович Шенкман. Он с марта 1938 года руководил Воронежским авиазаводом, где в 1940 году начали осваивать производство штурмовика Ил-2. Но высшее начальство считало, что этот самолет не годен для современной войны. А у директора было другое мнение, и он с риском для жизни, а в те времена именно это угрожало ему, запустил самолет в производство. Повезло, что высшее начальство промолчало, и только с началом войны великий «летающий танк» Ил-2 был запущен в серию. 40 тысяч таких самолетов били немцев благодаря предвидению и мужеству Матвея Борисовича Шенкмана. Кстати, после войны вышел об этом художественный фильм, однако в нем нет и намека на то, что главный герой — еврей.

 В сентябре 1941 года немцы стали бомбить завод, пришлось эвакуировать его в Куйбышев. Но, чтобы не прерывать выпуск самолетов, Шенкман так спланировал эвакуацию, что производство не остановилось ни на час. Хотя была зима, станки устанавливали под открытым небом, и люди работали, отогреваясь у костров. Смогли уже 10 декабря выпустить первый самолет. Но Сталин потребовал больше, угрожая расправой. Шенкман вылетел, встретился со Сталиным и сумел убедить в необходимости оказания срочной помощи заводу. И уже 29 декабря первый эшелон с 30 Илами отправился на фронт. Но 12 мая 1942 года гениальный авиастроитель Матвей Борисович Шенкман погиб в авиакатастрофе.

Кстати, именно на штурмовике Ил-2 впервые в мире устанавливалась так называемая прозрачная броня — остекление кабины летчика и воздушного стрелка. Ее изобрели и внедрили в производство Семен Яковлевич и Арон Самуилович Файнштейны (однофамильцы), директор завода Зусь Шульман, главный инженер Гирш Зискин и сотрудники Рафаил Хвилицкий и Илья Езриелев.

 С июня 1940-го по 1942 год директором Иркутского авиазавода был Исаак Борисович Иосилович. Завод выпускал пикирующий бомбардировщик Петлякова Пе-2. В дальнейшем Иосилович возглавлял завод, выпускавший бомбардировщики Туполева. Стал Героем Социалистического Труда.

Один из крупнейших авиастроительных заводов — Саратовский — в 1940–1950 гг. возглавлял Израиль Соломонович Левин. Он родился в 1908 году в Белоруссии. В 1931 году окончил Военно-воздушную академию. В 1938 году назначен директором Иркутского авиазавода, перед войной переведен в Саратов. Его завод выпускал истребители конструкции Яковлева. Немцы систематически бомбили завод, но Левин каждый раз быстро восстанавливал нормальный ритм выпуска истребителей. В 1944 году Левин становится генерал-майором.

  В Верхней Салде на Урале работал переведенный из-под Москвы авиазавод, директором которого был Исай Соломонович Виштынецкий. Наконец, директором 301-го Московского авиазавода был Рувим Эскин.

Хотя бы коротко следует рассказать об Илье Штейнберге. В годы войны он руководил проектно-конструкторским институтом Гипроавиапром, разрабатывавшим проекты строительства авиазаводов. Затем он был назначен директором крупнейшего авиазавода № 339 и успешно руководил им.

Марк Штейнберг
Продолжение следует
Из книги «Еврейский меч России»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “КУЗНЕЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ

  1. The Soviet Union equally responsible for starting WW2. Reminder: Soviets invaded Poland 2 weeks later- Sept 17, 1939. Then Soviets invaded Finland November 1939. Then they invaded Latvia, Lithuania and Estonia in June 1940.
    К сожалению вместо Сталинских еврейских соколов в печки отправили 6 миллионов их собратьев.

Обсуждение закрыто.