Уравнение с одним неизвестным,

Есть такая народная мудрость: недоразумение, допущенное единожды – ошибка, повторенное дважды – глупость, а постоянно повторяемое – преступление. Жизнь постоянно подтверждает верность этих слов, исходящих из народных глубин и седой старины.

Скажем, все чаще и чаще официальные лица Израиля, и нынешнего состава в том числе, произносят слово «оккупация» (на иврите – кибуш). Когда об этом говорят арабские лидеры в Сирии и Египте, Ливане и Ливии и в других странах, это хоть как-то можно объяснить незнанием истории или непониманием ее сущности, веками копившейся животной ненавистью к евреям и их стране, территориальными притязаниями, несбыточными амбициями и другими факторами, ничего общего не имеющими с реальной действительностью. Но когда это слово звучит в устах израильских политиков самого высокого ранга – премьер-министра, юридического советника правительства и его подчиненных, лидера солидной партии – возникает серьезное сомнение в их компетентности. Потому что речь идет не просто о восприятии тех или иных событий, а их политической и правовой оценке, которая может иметь самые непредсказуемые последствия. Такая правовая безграмотность у меня, юриста, вызывает и серьезные опасения: могут ли подобные государственные деятели быть гарантами стабильности и порядка в стране? Сомнения эти имеют свою основу.

Начну с азов. Словарь С. Ожегова разъясняет, что оккупация – это насильственное занятие чужой территории, чужого государства. А теперь проследим за ходом исторически сложившихся реалий, узаконенных международными документами. Так вот, 24 апреля 1920 года на заседании Высшего Совета Антанты – международной конференции в Сан-Ремо — ведущие мировые державы вручили Великобритании мандат (официальный документ, удостоверяющий полномочия) на управление Палестиной. Лига Наций, в ту пору высший международный орган, «признала историческую связь еврейского народа с Палестиной» и обязала Великобританию создать «условия для восстановления еврейского национального очага в этой стране». Более того, 6-я статья документа «поощряла непосредственное поселение евреев на землях Иудеи, Самарии и Газы». Официально это решение вступило в силу 29 сентября 1923 г.

Прошу обратить внимание на два очень важных момента. Во-первых, речь идет не о создании, а о восстановлении исторической справедливости. Во-вторых, признавалась историческая связь еврейского народа с Палестиной. Это не придирка к словам, а элементарное толкование терминов. Толкование, разъясняющее суть сказанного. В этом документе есть еще один момент, о котором очень не любят вспоминать ни арабы, ни евреи. Дело в том, что 76% территории подмандатной Палестины, известной сегодня как Иордания, также подлежали заселению евреями. 25-й пункт мандата предусматривал лишь «отложить или временно задержать» еврейскую поселенческую деятельность на землях к Востоку от реки Иордан.

Получив такой документ, еврейская община Палестины сразу же взялась за благоустройство своих граждан. И начала с главного – формирования руководящих органов. Уже в октябре 1920 г. собрание депутатов (Асефат ганивхарим) избрало исполнительный орган – Национальный Совет (Ваад Леуми). Налаживались промышленность, транспорт, торговля, сельское хозяйство. Стали открываться учебные заведения. В частности, в 1924 г. открылся Хайфский Технион – технологический институт, ныне крупнейший в стране. Словом, закипела жизнь.

А арабы тем временем занимались своим исконным делом: терроризмом, насилием, воровством, погромами. Самый крупный погром 1929 г. унес жизни сотен евреев. Им, арабам, было не до созидания.

Но вот ушла в небытие Лига Наций. Значит ли это, что основополагающие документы канули в Лету? Ничего подобного. В Уставе ее преемницы – Организации Объединенных Наций, образованной в 1946 г., есть 80-я статья, которая гласит: «Ничто не должно истолковывать или быть истолковано таким образом, чтобы изменить каким-либо путем права народа или условия действующих международных документов или договоров, участвующими сторонами в которых являются государства-члены ООН». Иными словами, все предыдущие решения Лиги Наций обрели второе дыхание, т. е. были признаны легитимными.

В ноябре 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла известную Резолюцию № 181, предлагавшую раздел Палестины. Здесь есть такой нюанс: если бы эта Резолюция была выполнена полностью, т. е. образованы два государства – еврейское и арабское, тогда мог бы встать вопрос о том, что она заменила собой решения той самой конференции в Сан-Ремо, узаконившей, как мы помним, поселение евреев в любой точке Палестины. Однако эта Резолюция была не просто отвергнута многими арабскими государствами, и палестинскими арабами в том числе, но и в вопиющем нарушении Устава ООН они совершили открытую военную агрессию против возрождающегося еврейского государства.. И тем самым полностью аннулировали Резолюцию Генассамблеи ООН в части, их касающейся. Даже в результате перемирия, последовавшего после окончания Войны за независимость, так и не появился никакой другой документ, влиявший на права евреев на заселение Палестины. Решения в Сан-Ремо, таким образом, остались в силе. И по сей день нет ни одного «обязательного к исполнению» международного документа, который препятствовал бы селению евреев в Иудее, Самарии, Газе и во всех остальных частях Эрец Исраэль. Повторюсь: с точки зрения духа и буквы международного права, указанные выше территории никоим образом не являются оккупированными.

Этот бесспорный вывод подтвердил и бывший американский госсекретарь Джеймс Бейкер, прямо скажем, не самый лучший друг Израиля. Корреспондент египетской газеты «Аль-Ахрам» Хода Тафик спросил его: «Как вы считаете, земли, захваченные Израилем, являются оккупированными или спорными?» Бейкер ответил: «Это, без сомнения, спорные земли. Именно об этом говорят резолюции 242 и 338. Это, без сомнения, спорные земли». Эту мысль позже повторил и А. Шарон: «Это не оккупированная территория, а спорная территория, в этом все дело».

Предположим, что территории действительно спорные. Пусть так. Кто же должен оспаривать эту самую правоту и в каких инстанциях? Разумеется, израильские юристы-международники самой высокой квалификации должны отстаивать свою точку зрения в авторитетных комиссиях ООН. Оспаривать на основе убедительных документов и международного права.

Кстати, считаю весьма уместным упомянуть и о том, что основные участники ближневосточного конфликта: Египет, Сирия, Ирак, Ливан, Иордания и другие – приобрели суверенные права над своими территориями именно благодаря решениям той самой конференции в Сан-Ремо. Словом, нужна длительная и кропотливая работа, как говорят, с карандашом в руках, чтобы убедить оппонентов в своей правоте. Да, это нелегкая и нудная процедура, но она нужна. Очень нужна для того, чтобы восстановить истину.

Но в Израиле почему-то пошли по пути наименьшего сопротивления: вместо поиска весомых доказательств своей правоты, в которых мало кто сомневается, здесь подняли руки и сдались. А Шарон, тот самый Шарон, который еще недавно утверждал, что никакой оккупации не было, вдруг мгновенно «прозрел» и еще в мае 2003 г. во всеуслышание произнес слово «кибуш» на заседании ликудовской фракции и потом неоднократно его повторял. А потом произошло и вовсе невероятное: сам Мени Мазуз, юридический советник, главный «законник» страны, заявил, что «Западный берег и полоса Газы являются оккупированными». Не знаю, что здесь превалирует: боязнь пойти против главы правительства или полный непрофессионализм? Вот так ложь и инсинуации получили легитимность из уст тех, кто должен отстаивать правоту и интересы своего государства. Что ж тут удивительного в том, что и подчиненные Мазуза последовали примеру своего шефа. Вот и помощница юридического советника правительства Израиля доктор Шавит Матиас на одном из совещаний в Герцлии сделала шокирующее заявление: дескать, отступая из Газы, Израиль обязан также освободить от своего присутствия и т. н. «Филадельфийский коридор». «В случае если Израиль этого не сделает, – вещала сия представительница Фемиды, – оккупация Газы будет считаться продолженной».

Помощница юридического советника, как и ее шеф, показали свою полную некомпетентность. В правовом государстве они должны были немедленно подать в отставку. Такого не произошло. Так что нет ничего удивительного в том, что буквально накануне своей болезни А. Шарон (дай Б-г ему выздороветь) вновь повторил свой излюбленный тезис по поводу оккупации. Как назвать такие деяния? Незнанием или недомыслием? Желанием потрафить своим друзьям в Америке и дома? Видимо, все вместе.

Покатилась волна «откровений». Вот уже и новый лидер «Аводы» Амир Перец с самым серьезным видом произнес: «Пришел конец эре создания поселений на оккупированных территориях». Если ему, человеку далекому от юриспруденции, экспансивному и взрывному, еще можно простить такую выходку, то остальные должны ответить по всей строгости закона, независимо от занимаемых должностей и прошлых заслуг.

Не верю, что в Израиле нет думающих, знающих и беспристрастных юристов. Нужны только желание, воля, принципиальность, уважение к своей стране и к себе, ответственность перед своей совестью и теми, кто отстаивал интересы государства в многочисленных битвах и остался на поле брани. Найдутся ли такие смельчаки? А может быть, нужно всколыхнуть людей, чтобы они заставили своих «слуг» добиться исторической правды?

Какой из всего этого следует вывод? Конечно, промахи, о которых шла речь, исправить сейчас очень трудно. Это не ошибки, допущенные по недоразумению или неграмотности, они уже пустили глубокие корни. Это даже не глупость, повторенная дважды. Это – преступление. Речь не столько о наказании ради наказания, а о том, чтобы извлечь урок, сделать все возможное для торжества справедливости.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора