Б-г учит первосвященника Аарона правильно зажигать менору в Храме. Моше освящает колено Леви для служения в Храме вместо первенцев из других колен, лишенных этой привилегии в наказание за поклонение золотому тельцу. Левиты проходят обучение храмовой службе в возрасте от 25 до 30 лет, затем служат двадцать лет, после чего их переводят на более легкую работу. Ровно через год после выхода из Египта Б-г велит евреям принести пасхальную жертву. Тем, кто не смог сделать это вовремя по уважительной причине, разрешено принести ровно через месяц «песах шени», вторую пасхальную жертву. В день освящения передвижного Храма, Мишкана, его покрыло облако Б-жественной славы, превращавшееся ночью в «огненное явление». По этому облаку евреи узнавали, когда надо отправляться в путь и когда остановиться на привал. Б-г велит Моше изготовить две серебряные трубы для сбора и оповещения людей. Указан порядок следования колен в походном строю. Моше приглашает своего тестя Итро присоединиться к евреям, но тот возвращается в страну Мидьян. «Эрев рав», иноплеменники, примкнувшие к евреям при Исходе, провоцируют бунт. Народ жалуется на однообразное питание, состоящее из одной манны, и ностальгически вспоминает египетскую еду. Моше говорит Б-гу, что не может больше управлять строптивым народом в одиночку. Тогда Б-г велит ему отобрать 70 старейшин (прообраз будущего Синедриона) для участия в руководстве и наделяет их пророческим даром. Двое из этой группы пророчат в стане, что не Моше, а его ученик Иегошуа бин-Нун приведет народ в Эрец Исраэль. Иегошуа требует наказать «лжецов», но Моше говорит, что он доволен тем, что теперь у евреев есть и другие пророки кроме него. Б-г посылает огромное количество перепелов тем, кто жаловался на отсутствие мяса в пустыне, а затем поражает недовольных мором. Мирьям, сестра Моше, наказывается проказой за несправедливые обвинения в его адрес и покидает стан. Народ ждет ее семь дней до окончания карантина.
«И было, когда двигался ковчег…» (10:35).
Наверное, в жизни каждого верующего человека бывали минуты, когда его вера подвергалась суровому испытанию. Случалось нечто такое, что заставляло его усомниться в Б-ге, подумать, пусть даже на одно мгновение, что Всевышний покинул его, что Он исчез, предоставив людям возможность самим разбираться со своими проблемами и несчастьями. Либо он подумал, что мы ведем себя так ужасно, что сами отрезали себя от Б-га.
В сегодняшнем разделе Торы мы находим обнадеживающий ответ на эти сомнения, весть надежды всем тем, кто хоть однажды испытывал такие чувства.
Даже если вы не умеете читать на иврите, вы легко обнаружите странную аномалию в этом разделе. Где-то в его середине попадается отрывок, отделенный от остального текста — в начале и в конце — двумя перевернутыми буквами «нун». Больше нигде в Торе перевернутых букв нет. Какая мысль, какая информация скрывается в этой аномалии?
С буквы «нун» начинается слово «нафила» — падение.
«Когда двигался ковчег…» Когда мы идем против воли Б-га, страдают в первую очередь наши души. Духовное падение приводит к тому, что Б-г отдаляется от нас: наш отход от Него вынуждает Его тоже отдалиться от нас. Он «двигается» прочь от нас. Перемещение Ковчега Завета, в котором хранятся свитки Торы, символизирует отдаление Б-га от еврейского народа, когда он грешит.
Если перевернуть какую-то букву, она будет показывать в сторону, противоположную той стороне, куда была изначально направлена. Буква смотрит назад. В Песни песней сказано о Б-ге: «Подобен возлюбленный мой газели или оленю молодому» (2:9).
Когда олень убегает, он всегда оглядывается назад. Когда Б-г «убегает» от нас, Он тоже все время «оглядывается», чтобы знать, как мы справляемся без Него, в каком мы состоянии, не надумали ли вернуться к Нему. Он постоянно следит за нами, даже когда скрывается от нас и держится на почтительном расстоянии.
Такова символика перевернутых букв «нун». Даже во время «нафилы», духовного упадка и разлада, мы чувствуем на себе Его пристальный и преданный взгляд. Он смотрит «через плечо», никогда не упускает нас из виду.
В той же Песни песней сказано, что «Б-г смотрит на нас из окон, подглядывает за нами через щели». Когда кто-то смотрит на вас в окно, он не только видит вас, но и вы можете видеть его. Но если кто-то следит за вами через узкую щель, вы, скорее всего, его не заметите.
Бывают времена, когда мы не видим Б-га в своей жизни, когда нам кажется, что Он как будто исчез, ушел от нас. Однако каждый из нас должен знать, что Б-г все еще подглядывает за нами через щели этого мира, следит за нашими действиями и бережет нас, своих заблудших детей.
Семикнижие Моисеево
У отрывка с перевернутыми буквами «нун» есть еще одно объяснение.
«И было, когда двигался ковчег, говорил Моше: “Встань, Б-г, и рассеются враги Твои, и разбегутся ненавистники Твои от лица Твоего!” А когда останавливался, говорил он: “Верни, Б-г, десятки тысяч Израиля”» (10:35–36).
Все знают, что Тора состоит из пяти книг. Она так и называется — Пятикнижие — Хумаш — от «хамеш», на иврите «пять». Но Талмуд сообщает, что на самом деле Тора — это семь книг, поскольку два приведенных стиха, отделенные от прочего текста перевернутыми буквами «нун», представляют собой отдельную книгу. Получается, что книга «Бамидбар» состоит из трех книг.
Два стиха — книга?! Возможно ли такое? Да, возможно. Эти два стиха представляют собой кратчайший конспект еврейской истории, где, как в капле воды, отразились все выпавшие на долю нашего народа испытания.
«Когда двигался ковчег…» Еврейский народ провел больше времени в изгнании, чем на своей земле, больше скитался по разным странам и континентам, чем вел оседлый образ жизни. Именно к этому историческому периоду Моше обращает свою молитву: «Встань, Б-г, чтобы рассеялись враги Твои». Когда евреев гоняли с места на место, когда их преследовали и убивали, Моше умолял Всевышнего сохранить народ, не дать ему погибнуть от рук врагов.
«А когда останавливался…» Когда евреи обретали покой и безопасность, перед ними возникала новая, не менее грозная опасность. Спокойная, сытая жизнь притупляет инстинкт самосохранения, расслабляет и часто деморализует, мешает видеть мир в правильных пропорциях. Мы забываем Того, Кто бережет, защищает нас, и вместо этого целиком полагаемся на «мудрость» политиков и «опыт» военных, на простых смертных, не способных спасти нас от внешних и внутренних угроз. Видя сквозь толщу веков историческую перспективу «мирного» периода, пророк молит Б-га: «Верни, Б-г, десятки тысяч Израиля» — спаси их от ассимиляции и не дай им поклоняться чужим богам.
Послевоенные поколения евреев в большинстве своем не дорожат своим духовным наследием. Они не хотят быть евреями и не знают, что представляет собой еврейский образ жизни и в чем заключается наша миссия в истории, миссия избранного народа.
Именно за эти ассимилированные поколения и молился величайший из пророков более 3300 лет назад. Моше просил Творца вернуть десятки тысяч своих потомков, проглоченных Катастрофой или добровольно растворившихся среди других народов.