О Кавказе я, оказывается, знал не много, хотя и прожил в нерушимом союзе с ним часть своей жизни. Дубовые файлы равнодушной памяти суют на экран цветочников в широких кепках, которые трутся в Москве в очередях за бриллиантами, Лермонтова, бежавшего в горы от царизма, спокойные лица грузинских евреев, которые будто бы не в России родились… Еще я знал, что там на каждой горе по народу. И нынче, вдохновленные перестройкой, они начали друг друга резать.
Мой взгляд на Кавказ изменился фантастически, невообразимо, после встречи с равом Элиягу Авихайлем, возглавляющим “Махон Амишав” — организацию, которая занимается поисками десяти пропавших колен.
Приятно быть журналистом, сидишь в его квартире, носом в видео, а камера бросает тебя в джунгли Индии, на рисовые поля Камбоджи, в Перу, и я знаю, куда еще… Ветер изгнания разнес десять колен по всему земному шару, перемешал со многими народами. Про себя я удивлялся, почему хозяин дома еще не посетил Африку. Мне было бы приятно увидеть его отгоняющим веслом крокодилов от моторной лодки, плывущей по сонной реке навстречу загадочному царству. И вдруг рав Элиягу бросил слово: “Кавказ”…
Я сказал себе — нет. Это нельзя под сурдинку, это надо встретиться отдельно, это все равно что на выпускном вечере в мореходке объявить мимоходом, что великий адмирал Нахимов был евреем. И вот я снова в гостях у разыскивателя пропавших загадочных колен, и мы оба знаем, что речь пойдет о знакомом и загадочном Кавказе.
— Рав Элиягу, Кавказ и пропавшие колена — откуда возникло это сочетание?
— Известно, что первоначальным районом расселения “десяти колен” были горы Мадай, которые находились не так далеко от Эрец Исраэль. Есть основания предполагать, что во времена Второго Храма еврейские мудрецы поддерживали постоянный контакт с “тоже евреями”, жившими там. В трактате Шаббат упоминается Нахум из Мадай. Во время восстания Бар-Кохбы рабби Акива посетил эти горы, чтобы попросить помощи в борьбе с римлянами.
— И вы думаете, что он побывал на Кавказе?
— Или в Курдистане. Десять колен населяли эти оба района. Часть потом ушла на восток, а часть осталась, сохраняя свое еврейство. Вплоть до мусульманских завоеваний, когда многие из них вынуждены были принять ислам.
— Например?
— В Азербайджане есть деревня Кузар, жители которой были насильно обращены в ислам несколько столетий назад. Доходят слухи, что в тамошней мечети до сих пор хранится Свиток Торы.
— Так они что, из десяти колен?
— Нет, но близко. Есть предположение, что это осколок древних хазар. Часть этого племени приняло иудаизм в период раннего средневековья.
— В этом Кавказе есть какая-то мистика. Он, как магнит, притягивает народы со всего света…
— И какие! В Хайфе в 1928 году вышла книга под названием “Шивтей Яаков”. Ее написал Цви Касдай, исследователь народов Кавказа. Он утверждает, что первой волной переселенцев, которые пришли в эти горы, были плитей Йегошуа, то есть народы, которые Йегошуа Бин-Нун изгнал во время завоевания евреями Эрец Исраэль. По его мнению, к потомкам канаанских племен принадлежат имеретинцы, черкесы, мингрелы — большинство народов, населяющих Кавказ.
— А вторая волна?
— Это уже потомки десяти колен, которых ассирийский царь Санхерив увел в изгнание еще до разрушения Первого Храма. Цви Касдай утверждает, что их потомками являются лезгины, кумыки, осетины и несколько других небольших племен…
— Рав Элиягу, не знаю, наполнит ли это гордостью наши сердца, но чеченцы, помимо своего бунта против Москвы, прославились тем, что создали международную мафию, которая намного активней итальянской…
— Что ж, наши мудрецы писали, что Тора потому и дана евреям, что они азей паним. Этот термин включает в себя и отвагу, и наглость одновременно. Более глубинное свойство — байшанут (скромность) — просыпается у евреев только тогда, когда они начинают изучать Тору.
— Была и третья волна переселений?
— Очевидно. В Армении и в Турции существует религиозно-племенная группа — пакарадонцы. Они христиане, но со странностями. Не вступают в браки с другими армянами, не едят свинину, соблюдают Шаббат. Существует предание, что они являются потомками вавилонских евреев и переселились на Кавказ во времена Второго Храма…
— А остальные племена, которые Цви Касдай упоминает в своей книге, есть ли у них подобные “отклонения”?
— Это я собирался проверить, отправившись прошлым летом на Кавказ. Но — судьба! Мне удалось пробыть там только неделю. Болезнь и необходимость операции заставили меня вернуться в Израиль, пришлось продолжать поиски у себя дома.
— Каким это образом?
— Профессор Тирца Коген из больницы Адасса занимается еврейской антропологией, то есть поиском физических признаков, по которым можно говорить о вероятной принадлежности к еврейству. Например, генетическая аномалия “Джи-6 Ф-Д” встречается у евреев в 10 раз больше, чем у других народов. Тот же процент ученые находят у некоторых племен, населяющих Кавказ.
— И все же этого мало для того, чтобы сказать “вот!”
— Есть еще одно направление поиска — семейные тайны. Ицхак Бен-Цви, один из первых президентов Израиля, описывает странный случай, который произошел с его приятелем Хаимом Гринбергом. После революции Гринберг жил в Киеве и учился в университете. Однажды армянский профессор Егиазаров позвал его к себе в гости и ошеломил следующим заявлением: “Вы, конечно, изучали иврит. Так вот, если отбросить окончание, моя фамилия звучит так: Ехиэзер! В нашей семье есть предание, что мы — потомки евреев. Поэтому существует традиция давать детям еврейские имена и с теплотой относиться к этому народу…”
— Рав Элиягу, нас всех позабавит, что лезгинка — это, оказывается, еврейский танец. И все же лезгины и чеченцы почти ничего не знают об этих реалиях — Израиль, еврейство. Поэтому, вновь готовясь ехать на Кавказ, вы рискуете оказаться перед закрытой дверью. Я про души говорю…
— Хотите, угощу на прощание маленькой сенсацией? Некоторые исследователи предполагают, что грузинские, горские и бухарские евреи являются потомками десяти пропавших колен. Только, в отличие от остальных, они поддерживали связь с мировыми центрами еврейства, посылали туда учеников, привозили учителей. И — продержались, не пропав, не затерявшись…
Я представил своих знакомых с Кавказа, Циона или Шушану, представил, как порадую вестью об их таинственном происхождении, как они откроют рот (должны!), и сердце мое наполнилось тихой радостью. У рава Элиягу есть еще рассказ о путешествии на Майорку, к потомкам испанских маранов. Но что-то нужно оставить и для следующей встречи.