Когда я услышал по радио об обвинении министра в «сексуальном преступлении», мне показалось, что кое-что в этой истории остается в тени.
Любой, кто приходит в мой офис в Кнессете, часто замечает валяющийся около двери офисный дырокол. Конечно, ему нечего делать там на ковре. Но если ко мне приходит посетительница, когда кроме меня в моем кабинете никого нет, то я подталкиваю ногой дырокол к дверному косяку и не даю двери закрыться полностью. Этот галахический закон (чтобы чужие друг другу мужчина и женщина не оказывались наедине в закрытом помещении) я соблюдаю, возможно, слишком строго. Я делаю это не потому, что такой уж «дос», а просто потому, что это галахическое постановление очень разумно.
Разработку законодательства по борьбе с сексуальными домогательствами, конечно, можно только приветствовать. Но параллельно развивается спрос трактовать любые вполне нормальные действия как домогательство. Это напоминает, как если бы мы в целях предотвращения пожаров мы бы заранее позвали пожарных и открыли пожарные гидранты, даже если еще не совсем понятно, действительно ли что-то загорелось. При этом потоки воды хлынули бы в салон, все затопляя и портя, разрушая карьеру и семьи – и именно такое поведение считается правильным…
Но при этом мы никак не изменяем нашу бытовую культуру – мы постоянно и бездумно швыряем все больше и больше бензина и дров именно туда, где может проскочить опасная искра.
Что значат слова: «Он пригласил меня в свой гостиничный номер, он сидел там в халате и сказал мне, чтобы я подошла и села рядом с ним на кровати, и я была очень смущена» ?
Алло? Сколько вам было лет? Пять? Вы действительно не понимали ситуацию?
Сама эта история, и особенно то, что ее подняли именно сейчас, кажется мне очень подозрительным. Но, не вдаваясь в вопрос о том, было это или не было, я хочу обсудить именно то, что рассказала подательница жалобы. Она должна была тщательно продумать все детали, которые собирается представить. И способ защиты женщин, который мы разработали за последние 15 лет, в действительности представляет их как существ, мыслящих на уровне пятилетнего ребенка. Пятилетние дети действительно нуждаются в защите и не несут никакой ответственности за свои действия.
Взрослая женщина может сказать: «Господин министр, мне неприлично подниматься к вам в номер, я буду ждать вас в холле отеля». Это и есть секрет моего дырокола – держать горючее подальше от искр. У любого нормального человека, включая меня, есть «горючее», так что не стоит подносить к горючему спички. Но в нашей культуре приняты свободное обращение, провокационная одежда, всеобщие объятья и поцелуи. Все это весело и «в кайф», пока вдруг не появляется жалоба. И тогда вдруг все становятся такими «праведниками»… ну прямо как «досы»…
Есть в этом некий культурный дисбаланс. Мы должны изменить свою культуру и начать вести себя более ответственно. И брать на себя ответственность должны все — и мужчины, и женщины.
Автор: Моше Фейглин, зам. спикера Кнессета