Как учится мой сын? Недельная глава Торы «Шмини»

Как учится мой сын-– Как учится мой сын? — спросил однажды уважаемый раввин рава Авраама Пама, который в молодости преподавал Талмуд в старших классах «Тора Ведаат», а затем в течение многих лет возглавлял эту иешиву в Бруклине.
– У вашего сына есть все данные, чтобы преуспеть, однако он не проявляет достаточного усердия, — ответил молодой учитель.
– Позвольте, я приведу сына сюда! — воскликнул раввин.
Рав Пам уже сожалел о том, что покритиковал ученика, опасаясь, что отец в гневе отругает сына. Однако слова раввина произвели глубокое впечатление на рава Пама, вспоминает он в книге «Атерет Авраам».
– Твой учитель сказал, что ты хорошо учишься, — обратился раввин к сыну. — Но если ты еще чуть постараешься, то добьешься большого успеха!
Лицо сына просветлело. Он начал учиться с большим усердием и действительно добился успеха. Если бы отец резко отчитал сына, тот бы обиделся на него и на учителя, и результат, скорее всего, был бы обратным. Колкая критика наносит обиды и оставляет шрамы на долгие годы. Если же критика выражена позитивно, то она действительно может помочь человеку в исправлении и становлении его личности. «Умение, не унижая, упрекнуть человека — это великое искусство жизни!» — подчеркивал рав Пам…
– Ну как учится мой сын? — спросил меня во время родительского собрания отец ученика «Синай Академи». Я посмотрел на опустившего голову пятнадцатилетнего подростка и вспомнил историю рава Пама: в первую очередь необходимо начать с позитивного!
Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.
Услышав позитивное начало и убедившись, что учитель является настоящим другом их ребенка, родители будут готовы к конструктивной критике в адрес сына. Конечно, необходимо, чтобы ребенок осознал свою ошибку, лишь в этом случае он сможет ее исправить. Если же учитель будет чрезмерно концентрироваться на проблемах ученика, то это может парализовать его волю.
Если же направить беседу в русло решения проблемы, то это вдохновит и придаст силы ребенку.
Впрочем, признаюсь, отнюдь не всегда следую правилу «Начни с похвалы, а потом критикуй». Отвечая на вопрос отца «Ну как учится мой сын?», я мог бы раскритиковать юношу, но решил ограничиться похвалой! Я искренне похвалил его, упомянув некоторые успехи. Когда мой ученик убедился, что я не собираюсь жаловаться на него отцу, он распрямил плечи и с благодарностью посмотрел на меня. На следующий день в школу пришел новый человек, который наконец-то начал учиться…
Каких животных можно употреблять в пищу? Тех, которые обладают двумя признаками кошерности: «То (животное), которое имеет копыто, полностью разделенное разрезом, и жует жвачку… вы можете есть. А этих вы не должны есть… верблюда, потому что он жует жвачку, но не имеет таких, как надо, копыт… И свинью, потому что она имеет полностью разделенные копыта, но не жует жвачку» (Ваикра, 11:2–7).
Тора определяет два необходимых признака кошерности: животное должно обладать раздвоенным копытом и быть жвачным. Но если так, то достаточно было бы упомянуть, что «у верблюда нет раздвоенных копыт», а «свинья не жует жвачку», и мы бы знали, что они некошерны. Почему же каждый раз Тора начинает описание животного с его признака кошерности: «верблюд жует жвачку, но не имеет таких, как надо, копыт», «свинья имеет полностью разделенные копыта, но не жует жвачку», и лишь потом упоминает отсутствие второго признака кошерности?
Этим Тора указывает нам, как правильно упрекать человека, пишет рав Пам, приводя слова учителей этического движения мусар. Прежде всего, следует упомянуть позитивное — кошерный признак, лишь после этого можно говорить о негативном. Даже тогда, когда дети заслуживают упрека за учебу и поведение, родители и педагоги не должны начинать с критики, сначала следует упомянуть что-то хорошее о ребенке.
Впрочем, легко сказать «начать с позитивного», но как искоренить нашу естественную негативность?
«И огонь на жертвеннике должен быть зажжен в нем, не угасать» (Ваикра, 6:5). Почему сказано, что огонь жертвенника должен гореть в нем? Речь идет не только о жертвеннике, но и о служащем в Храме коэне, в душе которого должен гореть огонь любви ко Всевышнему и людям. Каждый из нас также должен служить в своем храме жизни, вдохновенно творя добрые дела, объяс­няет рав Авраам Тверский. Но почему сказано об этом огне, что он должен не угасать? Рабби Шнеур-Залман из Ляд иносказательно объяснял, что если что-то и должно угаснуть, то это слово «не», символизирующее негативизм и пессимизм, которые человек может погасить огнем веры!
Два признака кошерности могут стать для нас хорошим уроком.
Прежде всего, человек должен преодолеть в себе агрессивность. Признаки кошерности отличают скот от хищного зверя. (Кстати, «мы — то, что мы едим»: мудрецы отмечают, что мясо животного влияет на характер человека и мясо хищника делает человека агрессивнее.)
Каждый обязан контролировать свою агрессию. Человек должен «пережевывать» свои мысли, думать, прежде чем говорить, писал ребе из Бялы, рав Ицхак Рабинович, в книге «Диврей Вина». «Раздвоенность копыт» — это символ способности человека анализировать свои поступки, с осторожностью делая полшага и удостоверяясь, что не наносит никому вреда.
Раздвоенность копыта — это внешний признак, в то время как жвачное устройство желудка — внутренний. Отсюда намек: человек должен стремиться к искренности, выражать добрые чувства, которые действительно есть в его душе. Урок: похвала не должна быть фальшивой лестью, а должна быть доброжелательной, исходящей из сердца.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора