Наша, третья, волна русскоязычной эмиграции включает людей многих специальностей и увлечений. Молодые нашли применение своим силам, почти все получили образование, успешно работают в промышленности, науке, не последние в бизнесе. Но больше уважения тем, кто постарше, кто с честью прожил свою трудовую и боевую жизнь в советской стране, но проявил здесь, в Америке, свой скрытый талант, о котором иногда и сам не подозревал. Чаще всего это бывает в литературе и относится к людям немолодым, прошедшим большой и славный путь. У них и жизненный опыт, и образование, и, главное, мудрость. К таким относится Яков Грузглин, живущий в Блумфилде. Его профессия – горный инженер – вполне земная, не предполагает, кажется, увлечения высокой поэзией, интереса к философии, истории, политике. Тем не менее, все это присуще Якову Грузглину. И это отражается в его беседах с друзьями, статьях и, главное – в его стихах.
У меня есть книжка Якова «У каждого своя судьба». Я читаю его стихи не торопясь, обдумываю их, они оставляют след в моей памяти и чувствах. Часто я вспоминаю прочитанное.
Первое, что нужно отметить – многообразие тем Якова Грузглина. Они отражены в названиях разделов сборника: «Мысли о вечном», «О нравственности», «Мои откровения», «Евреи. Земля Обетованная», «Человек, годы, судьба», «Америка», «Эхо любви», «Поколение, опаленное войной». Есть стихи для детей, о природе, посвященные родным.
Пересказать стихи, как и музыку, невозможно. Предлагаю небольшую подборку фрагментов из книжки Якова Грузглина, во-первых, чтобы показать его уровень как поэта, во-вторых, чтобы читатель проникся теми же чувствами, которые охватили и меня. К какому разделу относятся стихи, думаю, каждый догадается сам.
Америка, Америка – прекрасная страна,
Хотя твоя История довольно молода.
Тебя творили люди, создал тебя народ.
И генерал Джордж Вашингтон,
И Томас Джефферсон…
Плантаторы Техаса,
Из Африки рабы.
Ковбои Арканзаса.
Евреи из Литвы…
…Как не любить тебя, Америка, плавильный котел народов мира!
Думается, что еврейская тема – самая близкая поэту.
Народ-скиталец, на заре
родившийся на свет,
Не раз захватчиками изгонялся.
Но проходили сотни лет,
Он на Святую Землю возвращался.
Вот как Грузглин представляет себе идеальную личность:
Мне дорог Человек не красотой лица,
А глубиной и остротой природного ума…
Не знать усталости в большом труде
И находить алмазы в девственной руде.
Яков Грузглин обращается не только к высоким материям, его привлекает и пейзажная лирика, и любовная тема. Он находит новые слова и краски.
Пришла весна, природа оживает.
Снег в поле и в лесу активно тает…
Скворцы, тепло почуяв, прилетели.
Луга прогрелись в оттепели…
Не вспоминай того, что вызывает боль,
Не воскрешай ушедшее в былое.
Забудь свою трагическую роль
В борьбе за сладкую мечту и кое-что иное.
Тот, кто возьмет сборник Якова, конечно, разделит мое отношение к творчеству этого самобытного поэта.
Деньги от продажи своей хорошо изданной книги Грузглин пожертвовал в фонд Армии Обороны Израиля. Это поступок!