Чувство такта
– На что обращать внимание, когда знакомишься с девушкой, что особенно ценить и чего остерегаться? — с этим не совсем обычным вопросом я обратился как-то к рабби Элиэзеру Кугелю, главе иерусалимской иешивы «Швут Ами». После приезда в Израиль я начал учиться в этой иешиве, только что открывшейся для иммигрантов из России, и относился с огромным уважением к раву Кугелю — исключительно теплому и мудрому человеку.
– Когда-то и я задал этот же вопрос своему учителю, легендарному Хазон Ишу, — задумался седобородый рав Кугель, вспоминая дни своей юности. — И он ответил мне: «Ищи в девушке ум и остерегайся упрямства».
– Почему Хазон Иш не упомянул о том, что в первую очередь следует искать доброго человека? — удивился я.
– Все понимают первостепенность душевной доброты, — ответил рав Кугель, — но как без ясного ума определить, что хорошо, а что плохо в каждой конкретной ситуации? Тот ум, о котором мы говорим, никак не связан с дипломами, должностями или регалиями человека. Ум — это, прежде всего, чувство такта, которое выражается в понимании нужд и интересов других людей. Без направляющей силы разума и человеческой чуткости одних благих намерений недостаточно.
– Почему среди всех возможных недостатков характера Хазон Иш выделил упрямство? — спросил я.
– Следует остерегаться большого упрямства, ведь с упрямым человеком любая, даже самая незначительная проблема превратится в неразрешимый конфликт, — ответил рав Кугель. — В то время как даже большая проблема окажется преодолимой, если ты имеешь дело с человеком мягким и гибкого ума.
Когда люди с разным жизненным опытом, различными привычками, вкусами, взглядами начинают совместную жизнь, возникает естественный процесс притирания. Супругам нужно, прежде всего, научиться искусству уступать, идти на компромисс и прощать, снисходительно относясь друг к другу. А если уж и проявлять требовательность, то, прежде всего, к самому себе. Необходимо научиться замечать собственные недостатки, признавать свои ошибки и, главное, быть готовым их исправлять, постоянно работая над собой. Потому так важны гибкий ум и чувство такта, позволяющие преодолеть любые разногласия!
Упрямство диктатора
Я вспоминаю об этом разговоре всякий раз, когда открываю нашу недельную главу, повествующую о феноменальном упрямстве фараона.
Рассказ о столкновении с фараоном — это не еврейская народная сказка, не веха в еврейской истории, а вечный и важный урок преодоления зла.
Прежде всего, как «преодолеть фараона», сидящего в каждом из нас? Как преодолеть упрямство в себе? Для этого необходимо осознать причины упрямства диктатора. Как вообще можно объяснить его поведение?
Моисей требует освобождения евреев из рабства, но фараон нагружает их непосильной каторжной работой. Моисей предупреждает о приближающемся наказании — фараон игнорирует угрозу. В момент самой казни он просит Моисея вмешаться, спасти Египет только затем, чтобы проявить свое упрямство и вновь отказать евреям. И так раз за разом, казнь за казнью. Неужели фараон был слеп? Неужели не видел, что его империя рушится на глазах? Почему продолжал упрямиться?..
Незадолго до американского вторжения в Ирак политики и журналисты спорили, пытаясь предугадать следующий шаг Саддама Хусейна. В прессу просочилась информация о том, что власти США обратились к услугам психологов, чтобы разобраться в иррациональном поведении диктатора. Почему Саддам упрямился и вел страну к разрушению, вопреки санкциям ООН?
Осмысление причин упрямства фараона поможет не только понять поведение деспотов и тиранов, но, что самое главное, разобраться в себе, преодолеть фараона, сидящего в каждом из нас!
Кто раб?
Когда Всевышний обратился к Моисею со словами: «Иди к фараону!» — Моисей выразил сомнение следующими словами: «Евреи не послушались меня, так как же послушается меня фараон?» Моисей вспоминает о том, что когда впервые предстал перед евреями, то не вняли они его призывам. Понадобились особые знамения, чтобы убедить евреев признать в Моисее лидера. И если евреи, страдавшие от рабства, не прислушались к его призыву, то фараон — рабовладелец, пользовавшийся их рабским трудом, тем более не пожелает услышать призывов об освобождении евреев.
Однако в этом рассуждении Моисея есть кажущийся «сбой». Дело в том, что сама Тора указывает на причины отказа евреев: «И не послушались евреи Моисея из-за кротости духа и тяжелой работы». Евреи были в положении рабов. Для того, чтобы последовать за Моисеем, нужно было сначала его услышать. Для этого требовалось воспрянуть духом, освободить разум от суеты, открыть сердце и преодолеть в себе страх. Но тяжелая каторжная работа изнуряла физически и духовно, не позволяла им слушать Моисея и мечтать о будущем освобождении. Евреи не послушались, потому что они были в рабстве. Но ведь фараон-то не раб, он не изнурен каторжной работой, у него есть время и силы, потому он может прислушаться! Так почему же Моисей задает свой нелогичный, казалось бы, вопрос: «Евреи не послушались меня, так как же послушается меня фараон?»
В иешиве «Слободка» отвечали, что этим вопросом Моисей хотел научить нас: среди всех рабов в самом большем рабстве находился сам фараон! Тиран объявил себя всемогущим, управляющим явлениями природы, ходом истории и окружающими людьми. Фараон постоянно стремился доказать всем свое превосходство, потому что в действительности ощущал собственную ничтожность. Так фараон стал рабом своего ложного имиджа, своей заносчивости и гордыни.
Больше всего фараон опасался, что страшная правда откроется и все узнают, что он не божество, а слабый и уязвимый человек.
Фараон упрямился, опасаясь, что любая его уступка будет расценена как слабость. Потому пусть лучше будет разрушена вся страна, чем рухнет имидж всесильного фараона. Ибо тиран — раб своей лжи, ради которой он готов принести в жертву свой народ и все человечество.
Уважай себя!
Для того чтобы перестать упрямиться, фараону необходимо было сбросить маску лжи, поверить в собственную значимость и перестать доказывать всем и прежде всего себе самому, что он тот, кем на самом деле быть не мог. Тот, кто верит в свои силы, не боится уступить в споре и умеет великодушно прощать…
Мы можем возмущаться упрямством фараона или Хусейна, но задумаемся, не приходилось ли нам дорогой ценой расплачиваться за собственное упрямство? Так как же преодолеть фараона в себе?
Искать свое я, свою индивидуальность. Быть самим собой, а не жить, постоянно что-то всем доказывая.
Нам следует помнить, что каждый человек уникален, каждый сотворен по образу и подобию Всевышнего, каждый обладает своим предназначением в мире. Осознание собственной значимости — действительный источник скромности человека. Человек, обладающий чувством собственного достоинства, с уважением относится к другим людям. Верящий в себя и в свои силы проявляет великодушие и уступает другим.