Федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка обнародовала обвинительные документы по делу о махинациях с системой бесплатного медобслуживания для бедноты (Медикейд), по которому привлечены 25 действующих или бывших российских дипломатов и 24 их жены.
Поскольку и те и другие обладают дипломатической неприкосновенностью, «сегодня мы никого не арестовали», заявил на пресс-конференции главный прокурор округа Приит Бхарара. По его словам, в таких случаях Госдепартамент США обычно просит правительство страны, приславшей этих дипломатов, лишить их неприкосновенности.
В случае отказа, сказал он, обвиняемые будут выдворены из США. На данный момент в США остались лишь одиннадцать обвиняемых.
По словам Бхарары, расследование выявило десятки сообщников обвиняемых, которые к суду не привлечены.
Обвиняемые включают сотрудников российского генконсульства в Нью-Йорке, миссии РФ в ООН и российского торгпредства.
Бхарара сказал, что расследование касалось лишь россиян, живущих в Нью-Йорке, и не затрагивало российских дипломатов в Вашингтоне.
Весть об этом уголовном деле вызвала легкое беспокойство в российской общине Нью-Йорка, многие члены которой, например, часть журналистов, незаконно пользуются услугами Медикейда.
Как заметил мне один российский коллега, точно так же поступают и дипломаты из десятков стран — членов ООН. «Ну, может, не считая ЕС», — поправился он.
Коллеги говорят, что бесплатной американской медициной для бедных вовсю пользуются и дипломаты из других бывших союзных республик. До них, очевидно, руки у Бхарары еще не дошли. Возможно, он начал с России, поскольку она занесла его в свой черный список.
На пресс-конференции присутствовали двое американских правоохранителей, которым закрыт въезд в Российскую Федерацию, — сам Бхарара и его подчиненный Брендан Макгвайр, представлявший обвинение на процессе Виктора Бута.
В соседнем здании уже четвертую неделю продолжается процесс подельника Бута сирийца Ричарда Чичакли, на котором присутствует другой фигурант российского черного списка — следователь Управления по борьбе с наркотиками (DEA) Дерек Одни.
Обвинение на процессе Чичакли представляет молодой Иан Макгинли, который является одним из прокуроров и на деле российских дипломатов.
Как писал Ленин, «узок круг этих революционеров».
Программа Медикейд финансируется в основном федеральным правительством США, но управляют ею местные власти.
Махинации, которые инкриминируются 49 обвиняемым, продолжались последние 9 лет, с 2004 по 2013 год. Следствие длилось более полутора лет и выявило «систематическую подачу лживых заявлений на получение медицинской помощи в рамках программы Medicaid». По словам прокуроров, в основном речь идет об «оплате расходов, связанных с беременностью, родами и медобслуживанием жен российских дипломатов и их малолетних детей».
Размах злоупотреблений достиг таких масштабов, что, как мне говорили, в российской миссии при ООН уже давно нет своего гинеколога за ненадобностью. «Зачем платить, когда тупые америкосы все бесплатно сделают?».
По данным следователя ФБР Джереми Робертсона, разрабатывавшего это дело, между 2004 и 2013 годом у российских дипломатов родились в Нью-Йорке в общей сложности 63 ребенка. Американская программа медобслуживания для бедных оплатила связанные с этим расходы в 58 случаях, то есть в 92% от общего количества.
Для сравнения: Медикейд в среднем оплачивает такие расходы 37% остальных жителей Нью-Йорка.
По словам Робертсона, для того чтобы записаться на бесплатное медобслуживание, российские дипломаты и их супруги занижали свои доходы. Например, когда Наиля Бабаева, жена обвиняемого Тимура Саломатина, раньше работавшего в российской миссии при ООН, подавала на Медикейд, он указал в заявлении, что получает 3 тыс. долларов в месяц. Чтобы получить Медикейд, ему нужно было зарабатывать не более 3052 долларов в месяц.
На самом деле зарплата Саломатина в миссии составляла около 5 160 долларов в месяц, пишет Робертсон.
По выкладкам прокуратуры, в общей сложности Медикейд потратил на Бабаеву и ее детей почти 31 тыс. долларов, которые им не полагались.
Согласно обвинению, в подтверждение своих искусственно заниженных доходов россияне представляли справки, подписанные обвиняемыми Михаилом Корнеевым и Константином Беляевым, а также непоименованными сообщниками обвиняемых, которые закодированы в открытых документах как СС-1, СС-2, СС-3, СС-4 и СС-5.
По словам Робертсона, Корнеев работал раньше советником в российской миссии при ООН, а Беляев — вторым секретарем. СС-1 прежде работал в ней советником. СС-2 является консулом в генконсульстве РФ в Нью-Йорке. СС-3 был там консулом в прошлом. СС-4 работает в миссии при ООН в качестве атташе. СС-5 — это заместитель торгпреда в Нью-Йорке.
«Лживые справки от этих высокопоставленных российских чиновников регулярно прилагались к заявлениям на Медикейд, — пишет следователь ФБР.
«Российские дипломаты и их супруги также эксплуатировали другие аспекты программы Медикейд, — продолжает Робертсон. — В заявлениях на Медикейд не требуется указывать гражданство матери, поскольку предполагается, что ребенок, рожденный в США, приобретает американское гражданство по факту рождения. Но почти все дети, родившиеся в США у российских дипломатов и их жен, не приобретают при рождении американское гражданство».
США и Россия давно подписали договор на этот счет. Нью-Йоркские медики, очевидно, этого не знают и безропотно ухаживали за роженицами, а потом и за их чадами до их первого дня рождения. После этого они должны были спросить о гражданстве или наличии иммигрантской визы.
С целью получения дальнейшей бесплатной медицинской помощи некоторые из обвиняемых лгали, что их дети являются гражданами США.
Бхарара особо подчеркнул на пресс-конференции, что пользовавшиеся бесплатной медицинской помощью дипломаты одновременно тратили огромные суммы на дорогие покупки и развлечения. Прокуроры упоминают «шикарные часы, одежду, обувь, драгоценности», и отмечают, что они приобретались в таких роскошных магазинах, как Swarovski, Bloomingdale’s, Tiffany&Co. или Jimmy Choo.
Экономя на медицине, они «тратили десятки тысяч долларов на бытовую электронику» и на поездки в отпуск. В обвинительных документах отмечается, что заработок обвиняемых не облагается федеральными и местными налогами США, и что российские власти обычно оплачивают им жилье и медицинские расходы.
В этой связи следователь Робертсон отмечает, что один дипломат из миссии РФ при ООН ходатайствовал о том, чтобы Медикейд оплатил счет на 285 657 долларов, который выставила ему больница под Нью-Йорком. В справке о его доходах утверждалось, что российское правительство не оплачивает медицинские расходы своих служащих, и что он является «низкооплачиваемым» служащим. Это ложь.
По утверждению прокуроров, подавая на Медикейд, Андрей и Наталья Артасовы солгали, что муж в ноябре 2008 года зарабатывал лишь 2 900 долларов в месяц (или 34 800 долларов в год). Однако в марте 2007 года Артасов сообщил кредитной компании, что получает около 60 тыс. долларов в год.
В 2008 году, когда Артасовы получали бесплатную медицинскую помощь, они приобрели на свою кредитку товары на сумму более 48 тыс. долларов. Это при том, что родные власти оплачивали им все, от квартиры до бензина. На 48 тыс. можно было купить целую фуру барахла.
По выкладкам прокуратуры, в общей сложности обвиняемые похитили у Медикейда полтора миллиона долларов.
«Дипломатия должна состоять в том, чтобы протягивать руку дружбы, а не в том, чтобы шарить ею по карманам в стране пребывания», — заметил Бхарара на пресс-конференции.
Я давно не видел ничего позорнее, чем эта история. Но российское внешнеполитическое ведомство она ничуть не смутила. МИД с ходу перешел в наступление, заявив, что «это не более чем дешевый пиар, не более чем стремление отработать заказ русофобских сил США».
Не удивлюсь, если российские дипломаты сейчас массами записываются на Обамакер, благо его сайт почти заработал.