Есть в нашей классике знаменитая фраза о том, что евреи — «Свет для народов» (на иврите — «Ор ле-гоим»). Эта фраза всегда имела не очень определенный смысл, но периодически появлялись более конкретные аспекты.
Начнем с интерпретации классики.
Тесть Моше Итро пришел к евреям в Синайскую пустыню. По большинству мнений, он впоследствии вернулся к своему народу в Мидьян. По одному из толкований Итро, будучи знатоком всех религий, смог не только оценить приоритет иудаизма над остальными религиями, но и решил принести знания, почерпнутые от евреев, своим нееврейским соплеменникам. Более того, по этой же линии толкования, Итро не стал евреем, но стал представителем духовной элиты своего народа, несущим свет еврейских идей в свой народ. Мы видим интересную «роль» — нееврейского духовного лидера, обучающего мир идеям еврейства.
Этот образ выглядит несколько странным, так как нам, на первый взгляд, тяжело найти исторический прецедент подобного рода. Обычно «классические» евреи занимались внутренними делами, а остальной мир был или равнодушен, или антагонистичен евреям. Но при более пристальном внимании мы увидим более сложную картину.
Главные современные «авраамические» религии строились по похожему принципу. Их основатели брали еврейские идеи и строили из них свои системы, которые были более прогрессивны, чем предшествующие. Христианство сменило язычество в Европе, ислам вытеснил дикие племенные обряды арабов. В первом чтении, обе системы совершали важный прорыв в цивилизовании своих «подопечных» народов. Более того, христианство впоследствии совершило еще один шаг к еврейскому подходу — реформаторство сделало несколько важных нововведений в сторону еврейских идей (доступность текста Библии, отказ от икон и даже возвращение от воскресенья к субботе у адвентистов седьмого дня).
Можно высказать гипотезу: возможно, что такая модель развития событий — «Итро как нееврейский носитель еврейского Света своему народу» — имеет две модели «на вырост».
Одна модель — это все более «исправляющееся» христианство, которое будет все больше ценить еврейские ресурсы и все меньше «настаивать» на «некошерной» части своей версии. Я уже писал об Александре Булгакове, богослове-евангелисте, который выдвигал подобный подход в своих книгах и статьях.
И вторая модель — внеконфессиональная, которую сейчас продвигают Ури Шерки и Пинхас Полонский. Она пока имеет условное название «Бней Ноах» и работает исходя из идеи, что нееврей, который обязуется соблюдать семь базовых законов (не нарушать основные запреты) может осваивать отдельные еврейские ресурсы, оставаясь неевреем. Через месяц в Киеве пройдет съезд этого движения с участием У. Шерки и П. Полонского.
Некоторые спрашивают, почему бы таким людям не пройти гиюр и не стать полноценными евреями. Нехама Полонская недавно дала важное объяснение. Гиюр — для тех, кто хотят стать евреями (сменить национальность). Модель «Бней Ноах» — для тех, кто хочет, оставаясь в рамках своего народа, получить «Свет народам» по «модели Итро».
В еврействе есть целый ряд ресурсов, которые могут стать востребованными миром. Это — глубинное понимание Б-га. Это — доступ к Торе в более широком объеме, чем у христиан, с нашими комментариями и «схемами». Это — наши подходы к молитве, это — наши знания каббалы, это — наши праздники и др.
Объясняют знатоки, что в каждом из этих ресурсов могут быть как минимум два аспекта — «базовый» (для человечества) и «продвинутый» (для евреев).
Важно понять, что первые попытки заимствования (христианская и мусульманская) рассматривались и неевреями, и евреями, как будто неевреи «отобрали» наши знания, «оторвав» их от «носителя», как бы «переприсвоив» их себе. В результате евреи обиделись на своих (как бы незваных) эмиссаров, а неевреи строили теорию «замещения», претендуя на то, что они теперь «вместо нас». Такой подход блокировал значительную часть эффекта. В правильном варианте обе стороны должны найти «работающую» модель партнерства, например, евреи — как учителя, а неевреи — как ученики, но без навязывания.
Сейчас и христианство, и ислам, и светское человечество — в кризисе. И возможно, что нахождение новых «искр» и подходов, взятых от евреев в жанре «Свет народам», сможет помочь человечеству «выйти на простор» правильных решений.