Духовно-плодовые символы

Еврейский календарь имеет разные измерения, включая природные, исторические и мистические. Зимний блок календаря состоит из трех праздников: Хануки, Ту би-Швата и Пурима. Все они имеют более позднее происхождение, чем праздники из Торы.
Ханука и Пурим связаны с реальными историческими событиями — столкновениями евреев в галуте с великими империями. Как результат — у этих праздников есть мощный исторический смысловой слой. Но параллельно мистическая реальность вложила «тонкие» смыслы, которые дают этим праздникам мощное каббалистическое влияние.
Интересно проанализировать связь между глубинными смыслами этих праздников.
Ханукальная мистика построена вокруг образа продукта из маслины — оливкового масла. Пуримская мистика построена вокруг образа продукта из винограда — вина. В нашей традиции мудрецы собирают вместе три ключевых продукта: хлеб, оливковое масло и вино. Каждый из них имеет не только прикладное значение в жизни человека, но и обозначает духовные концепции.
Рассмотрим часть параллелей.
Мудрецы говорят следующее: оливковое масло рассматривается как внешний процесс втирания в кожу (умащения). Оно создает особый статус наружной поверхности человека.
Вино используется для «внутреннего потребления». Как говорит каббала, «входит вино, выходит тайна». То есть масло и вино противопоставляются как огибающий и проникающий духовные процессы (ор макиф и ор пними на языке каббалы).
А сейчас мы увидим еще более сложную комбинацию.
Посредине месяца шват у евреев находится технический «выделенный» день, который называется Ту би-Шват, что в переводе просто обозначает дату в еврейском календаре — 15 швата. Великий каббалист Аризаль на базе этой даты создал новый праздник, имеющий «обобщающее» плодово-мистическое значение. Формально Ту би-Шват — это Новый год деревьев, который использовался изначально в чисто техническом смысле — для подсчета урожая в определенный год.
Аризаль совершил трансформацию идеи. Мы замечаем, что и оливки, и виноград — плоды, входящие в список «семи плодов Израиля», которыми славилась Святая Земля. В эти семь плодов входят также пшеница, ячмень, гранат, финик и инжир. (Пшеница и ячмень «всплывают» в весенней связке — Песах, сфират а-Омер, Шавуот.) Каждый из этих плодов также содержит мистические смыслы, о которых мы еще поговорим в следующих статьях.
Получается, что Ту би-Шват — целая «библиотека» каббалистических ресурсов, активированных Аризалем. И находится она примерно посредине между праздниками масла и вина — Ханукой и Пуримом.
Идея масла как внешнего ресурса очень точно отражает ситуацию с «околоханукальными» праздниками народов мира. Так же как ханукия выставляется на окно, чтобы «излучать» духовный свет из еврейского дома в окружающий внешний мир, так же и календарь показывает, как разные народы устанавливали свои праздники вокруг даты нашей Хануки. И даже светский Новый год попал в эту «теплую компанию», косвенно черпая свои «тонкие» энергии из еврейского мистического механизма, задаваемого Ханукой.
А праздник «кванза» выглядит как «лучший друг» наших праздников (название на суахили от «матунда я кванза», что в переводе означает «первые плоды»). Основополагающие принципы праздника — единство, самоопределение, совместная работа и коллективная ответственность, сотрудничество, целенаправленность, творчество, вера.
Пурим выглядит более мистическим, и гораздо меньше окружающих культур «вышли на связь» с тонкими энергиями глубинного праздника.
Тем не менее мы как евреи из бывшего Советского Союза можем заметить неожиданный феномен. В бывшем Союзе было два всеми любимых праздника, которые окружали наш Пурим, проходящий в конце февраля — начале марта. Это «мужской» и «женский» праздники 23 Февраля и 8 Марта. Неожиданным образом эти праздники имеют «тонкие связи» с самой великой еврейской женщиной Эстер и ее партнером Мордехаем, который совершил самую блистательную военную победу, победив соратников Амана (антисемитов), когда персидский царь разрешил евреям взять оружие и перебить врагов, которых Аман хотел натравить на евреев.
В следующих статьях мы рассмотрим еще более неожиданные глубинные связи между окружающим Пурим «дуэтом» из мужского и женского дней, а также глубины Ту би-Швата.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора