Прогрессивный телеведущий Крис Мэтьюс не находил себе места от счастья. «Я так рад, что у нас на прошлой неделе был шторм!» — простодушно воскликнул он в прямом эфире, имея в виду ураган «Сэнди», который принес неисчислимые беды, но сильно выручил Барака Обаму, потому что сдул Митта Ромни с телеэкранов.
Мэтьюс тут же сообразил, что высказался неприлично, и начал крутить хвостом, но слово не воробей. Итак, ураганы. Последний раз электричество у меня вырубилось в четверг в полдень. Правда, всего на несколько секунд, но этого было достаточно, чтобы отключились компьютер, Интернет и телевизор, а в кухне все замигало.
В среду, когда мой дом на Лонг-Айленде качался от ураганного ветра, электричество вырубалось несколько десятков раз, но потом, слава Б-гу, быстро включалось обратно.
Во время предыдущего урагана «Сэнди» электричества не было несколько дней подряд, но я спас большую часть продуктов, накрыв холодильник толстым одеялом и набив морозилку горой льда. А вот вода из крана текла бесперебойно.
Может быть, дело в том, что вода течет под землей, где она недоступна для ураганов (хотя и не для землетрясений), а провода идут поверху. В Америке провода тянут поверху, а не зарывают в землю. Поэтому, если на них падает ветка, вы оказываетесь обесточены.
На той неделе я упомянул об этом обстоятельстве в своем блоге на Би-би-си. «А американцы про пословицу «наступать на грабли» ничего не слышали?» — язвительно написал мне в комментариях один россиянин, который не мог отказать себе в удовольствии уколоть америкосов.
Но в его ехидстве было зерно истины. Во время «Сэнди» затопило ряд прибрежных районов Нью-Йорка и Нью-Джерси, но в остальных штатах северо-востока США лишь сильнее подуло, и больше ничего. Тем не менее губернатор Нью-Гемпшира попросил Обаму объявить его штат районом стихийного бедствия с тем, чтобы получить федеральные средства на ремонтные работы: в Нью-Гемпшире четверть миллиона человек оказались без электричества. А в других штатах — больше 8 миллионов.
Говорили, что от «Сэнди» в общей сложности пострадали 17 штатов, где люди подчас сидели без света по нескольку дней. В этом винят прежде всего те грабли, на которые упорно наступают американцы, по выражению моего российского комментатора. Эти грабли — архаическая система электроснабжения, состоящая из миллионов придорожных столбов с изоляторами и проводами.
Во время «Сэнди» я видел в поле черные полосы, выжженные в стерне упавшими со столбов проводами. По словам моего любимого комментатора Марка Стайна, эта система является позором для любой сколько-нибудь развитой страны.
Американцы, разумеется, тянут провода поверху не от того, что любят на них смотреть, а по веским причинам. Ученые подсчитали, что если зарыть провода в землю, то обрывов действительно будет на 50% меньше. Но ремонт неполадок будет занимать на 58% больше времени, потому что легче залезть на столб, чем зарыться в землю.
Во-вторых, подземная проводка в два раза менее долговечна. Но главная причина — это ее сравнительная дороговизна. Тянуть провода поверху от 4 до 6 раз дешевле, чем под землей.
Но если у вас вырубает свет при каждом дуновении, а вместе с ним — и компьютер, и отопление, то игра стоит свеч, извиняюсь за каламбур.
Придя к власти, Обама немедленно пробил свой пакет экономических стимулов. Это было более 800 миллиардов. Кто-нибудь скажет мне, что на эти деньги было построено? Ну хоть что-то? Молчание было ему ответом.
А ведь на эти деньги можно было бы зарыть в землю все столбы на Восточном побережье, и что-то бы еще и осталось.
Миллионы людей пострадали от того, что ураган опять затопил нью-йоркские тоннели, и Манхэттен, куда они каждый день ездят на работу, оказался от них отрезан. Прогрессивный мэр города Майкл Блумберг занят тем, что расчерчивает на асфальте дорожки для велосипедистов, регулирует дозы кока-колы и искореняет транс-жиры, и у него нет времени для того, чтобы попытаться хоть как-то оградить тоннели от регулярных потопов.
Вот люди и тащатся пешком через Бруклинский мост.
И, если уж на то пошло, в московском метро ваш мобильник работает, а в нью-йоркском — нет.