Главное, чтобы евреев было больше

        Исполнилось 75 лет со дня рождения Шаевича  Адольфа Соломоновича, Главного раввина России с 1989 года, Главного раввина Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР) с 1993 г. Главного раввина СССР (1983 -1991).   В июне 2000 Федерация еврейских общин (ФЕО СНГ) объявила Берла Лазара главным раввином России, однако КЕРООР, РЕК и другие организация продолжают видеть Шаевича исполняющим эту должность.  В одном из интервью Шаевич так высказался о проблеме двух раввинов в России: ” Есть люди, лоббирующие интересы. Какая, скажите мне, необходимость давать человеку, плохо говорящему по-русски, российское гражданство в течение двух недель? 31 мая у него гражданства не было, а 13 июня – уже было. Никому не интересно знать, почему Берл Лазар стал Главным раввином России в тот день, когда арестовали Гусинского. У них шла конференция, в повестке дня никаких выборов Главных раввинов не было. Кто-то приехал из Кремля, вызвали Лазара и через десять минут объявили, что сейчас будут проходить выборы Главного раввина России. И вот два десятка раввинов, из которых 18 – не граждане России, его выбрали. И это тоже никого не удивило! Я ничего не потерял оттого, что меня перестали звать в Кремль. Меня евреи как уважали, так и уважают. Я никого не продал, не поднимался на чьих-то костях…Они хотят, чтобы я ушел, а уж если бы умер, наверное, вообще были бы довольны. Хотят, чтобы все было под ними, и они были бы тут единственными хозяевами. И в этом единственная причина наших разногласий и, соответственно, нежелания идти на какие-то контакты. Такого нет ни в одной стране мира – их никто не признает, ни на какой «верх» их не пускают, они совершенно автономны. Они, грубо говоря, секта, называйте их «машихисты», как угодно… За Берлом Лазаром стоит мощное финансовое обеспечение, денег немерено, не то что у нас. Они потихонечку перекупали разные общины по всей стране”.

     Серьёзное заявление. Впрочем, не нам судить – где находится истина и кто из них прав, Лазар или Шаевич.  Знаю многих, симпатии которых на стороне последнего. По мне, пусть будут два Главных раввина.  Не это главное. Главное, чтобы евреев было больше. Познакомимся с некоторыми высказываниями Шаевича  Адольфа Соломоновича об антисемитизме и проблемах  еврейского населения.

*****

      К сожалению, большинство из них (евреев –А.З.) идет сегодня мимо синагоги. По разным причинам, тем не менее за последние годы, когда мы получили возможность создать многие организации не вплотную связанные с религиозной жизнью, многие люди заинтересовались культурой, языком, традицией, но очень сильно сказывается тот промежуток времени, когда нас отлучали не только от религии, но вообще от еврейства. Мы потеряли язык, громадное количество людей знающих традицию и все это не могло не сказаться. И несмотря на то, что мы на протяжении 15 лет уже имеем хорошую возможность для возрождения, тем не менее, это возрождение идет не так как нам бы хотелось, пробуксовывает и этому много причин. Но самая главная причина в нас самих. Сегодня много соблазнов для молодежи, а религия требует некоторой самоотдачи, и воспитания. Если говорить об иудаизме, то обычно очень многое давалось именно в семье, и это традиция тоже нарушена, и поэтому несколько поколений просто оторваны совершенно от элементарных знаний о еврействе. Наверное, нет другого народа в России, который так бы ассимилировался. Этому есть причины, в частности, у нас нет мест компактного проживания, евреи проживают по всей России. И довольно сложно воссоздать ту атмосферу, и тем не менее, я думаю, что сегодняшние возможности, когда стала доступна любая литература, большое количество людей, у которых есть интерес к своим корням, могут получить любую информацию и мы стараемся им помочь в этом доступными нам средствами. И надеюсь, что те евреи, которые остались в России, хотят жить в России, оставаясь полноценными гражданами России, тем не менее, все равно будут ценить то, чем жили многие-многие поколения до них. Именно это дает прочный фундамент, и если даже подавляющее из них количество не станет верующими, они будут разбираться и знать нашу историю и нашу традицию, это можно уже будет считать успехом.

*****

    Вот я могу объяснить почему я не олигарх, и почему миллионы евреев, которые живут в России, не олигархи. Наверное, дано людям, смогли сориентироваться. Большинство из них не имеют высшего образования, занимались другими видами деятельности, но сегодня преуспевают на ниве бизнеса. Дано, видно, многим, а многим не дано. Есть Потанин, Дерипаска, Пугачев, а Ивановы, Петровы и Сидоровы не олигархи. Может быть евреи, которые на протяжении тысячелетий занимались финансами, сохранили генетически возможность в нужный момент проявить себя и это все сказалось… Можно по-разному относиться к предпринимателям (Речь шла о Березовском – А.З.), которые стали “серыми кардиналами” нашей политики. Но важно понимать, что эти люди представляют самих себя, а не еврейский народ, и их поступки не повод для того, чтобы вешать на евреев собак”…Я очень мало знал о деятельности финансовой, только из газет, и Березовского и Гусинского, об их политических пристрастиях. Одно могу сказать с уверенностью. То, что с ними произошло, никакого отношения к еврейству не имеет. Это, скорее, политические, финансовые проблемы, но ни в коем случае фактов антисемитизма нет.

*****

   Опять же, к большому сожалению, антисемитизм существует и такой бытовой уличный антисемитизм наиболее яркий. С распадом СССР возникло много откровенно фашистских партий, стали издаваться в большом количестве фашистские, антисемитские издания, которые существуют и до сих пор. Постоянно нам сообщают со всех уголков России о нападениях на синагоги, осквернении кладбищ еврейских, регулярно приносят эти издания, газеты, книги с настолько откровенными антисемитскими высказываниями, с призывами к погрому, уничтожению евреев. И в лице правоохранительных органов нет никакой поддержки. Вот когда срывали щиты с плакатами, и виновных не нашли, и я уверен, что их и не очень искали. Это, к сожалению, есть. О причинах можно говорить до бесконечности. В нашей многонациональной России, если у нас не будет общей национальной идеи, это все будет продолжаться еще очень долго, будем разбираться с евреями, с чеченцами, татарами, башкирами. У нас более 100 национальностей. И разбираться можно до бесконечности с каждым, и ни к чему хорошему это никогда не приведет. Это гибельный для России путь. Если мы не научимся жить вместе, если для нас действительно не будет объединяющей идеи единой России, Родины для всех, значит будущего у России нет. Я могу сказать от имени еврейской общины России, что подавляющее большинство евреев, живущих сегодня здесь, хотели бы здесь остаться жить навсегда, никуда не уезжать и чувствовать себя здесь как дома и я думаю, что об этом могут сказать и все другие представители национальностей. Если мы будем и дальше продолжать эту губительную политику в поисках врагов рядом с собой, мы не найдем никогда общей идеи, не найдем того пути, который сделает действительно Россию великой страной. А большинство живущих здесь очень этого хотят и делают, и я думаю, что даже после массового отъезда евреев в последнее десятилетие все равно остался очень мощный потенциал умственный, который мог бы принести несравненную пользу России.

*****

    В нашей основной книге Пятикнижии Моисеевой написано, что Всевышний избрал евреев для особой миссии и прямо написано, что будете вы мне царством священников. Это очень ответственная, очень тяжелая миссия, она не предусматривает никакого превосходства ни по крови, ни по какими-то другими признаками над другими народами. Это богоизбранность именно для того, чтобы нести учение, которое мы получили от Всевышнего всем людям, живущим на Земле. У каждого народа есть какая-то миссия на этой земле и на мой взгляд, есть она и у русского народа. Если мы возьмем всю российскую историю известную нам, то миссия русского народа, на мой взгляд, заключается в объединительстве. Россия всегда во все времена ее истории была надежной защитой для многих-многих малых народов и эта миссия, мне кажется, сохранилась и до сегодняшнего дня. И многие народы сохранились и до сегодняшнего дня. Возможно, совершенно разные миссии, которые выпали на наши народы, но не мы их выбирали и если говорить о еврейской истории, для нас эта ноша была тоже нелегкой. С тех тысячелетий, когда мы получили от Всевышнего эту задачу, громадное количество примеров еврейской истории, когда сами евреи пытались отказаться от этой миссии, уходили от нее, предавали ее. Тем не менее, до сегодняшнего дня мы считаем, что Всевышний не освободил нас от этой миссии, и мы ее должны выполнять.

*****

     Я думаю, что эти вещи (Исповедование евреями православия – А.З.) возникают оттого, что многие совершенно незнакомы со своими корнями. Молодежи свойственно искать себя в этом мире и наверное, многие православные постулаты как-то ближе этим людям. Но мне кажется, это все происходит из-за того, что они не знают своих корней и отсюда случаются такие вещи. Скажем, происходит и обратное, приходят к нам люди, не имеющие никаких еврейских корней и говорят, что они хотят принять иудаизм, сами они православные, но вот считают, что иудаизм это наиболее приемлемое для них направление религии. Мы их убеждаем, что они совершают ошибку. И мы пытаемся их отговорить от этого ошибочного шага, убеждаем их, что они должны более глубоко изучать свою родную религию, культуру и потом по прошествии какого-то времени, если у них есть серьезные разногласия, они могут вернуться к нам. Мое личное мнение – что человек должен жить в той культуре, в той традиции, в той религии, которая дана им их предками. Вот простой пример. Семья. Кто-то еврей, кто-то не еврей. Рождаются дети. И начинается мучительный поиск – кто мы. Или мы евреи, или мы не евреи. Если говорить конкретно о ситуации хорошо нам известной. В СССР громадное количество смешанных браков, по религиозным законам еврейским, евреем считается тот, кто рожден от мамы-еврейки. Для советского общества в подавляющем большинстве это не имело никакого значения. Кто бы в семье не был евреем, дети считались евреями. Хотя многие из них постоянно находились вот в таком раздвоенном состоянии в поисках себя и часто никак не отождествляли себя с еврейством. Я думаю, что не только ортодоксальные евреи против смешанных браков, но и ортодоксальные христиане, потому что это все размывает национальные корни и чаще всего в смешанном браке вообще не придерживается никаких традициях – не иудейских, ни православных, ни мусульманских. И многие ортодоксальные правоверные люди различных религий против таких смешанных браков. Но жизнь она всегда намного шире, намного многообразнее всяких постулатов, законов, она диктует свои законы, и этот процесс неизбежен, и он продолжается и будет продолжаться.

*****

     Все, и я в том числе, сходятся во мнении, что государственного антисемитизма в России нет, с приходом Горбачёва это всё прекратилось – и слава Богу. Но бытовой антисемитизм очень сильный. Не проходит и недели, чтобы мне не сообщали: осквернено кладбище там-то, нарисовали свастику на стене синагоги, что-то подкинули и так далее. Я уже не говорю об огромном количестве издаваемой по всей стране антисемитской литературы и продающейся повсюду, даже в центре Москвы…Чувствуется, что он ( Путин В.В.– А.З.) обеспокоен проявлениями антисемитизма в России и даже предложил нам вместе подумать о том, как сделать, чтобы евреи не уезжали из России, а, наоборот, возвращались.

*****

      Я думаю, что очень многое исходит из того, что иудаизм это религия действия ( В ответ на вопрос – почему антисемитизм так широко распространён в мире – А.З.). Евреи очень действенны. Куда бы, в какую ситуацию ни попадали, они активны и может быть часто чересчур. Я много на эту тему говорил с моими учителями, со многими известными религиозными авторитетами и все мне говорили, что если бы евреи шли по заповедям бога, и занимались тем, что дал им бог, что поручил им бог, то было бы все по-другому. Но, к сожалению, в каждом поколении евреи выходят за эти рамки и своей чересчур большой активностью, наверное, отсюда многие наши беды и отношение к евреям… Ничего близко в том, что вы сказали, к богоизбранности еврейского народа нет. Еврейский народ избран только для сохранения учения, которое Моисей получил на горе Синайской. 10 заповедей, по которым живет весь цивилизованный мир. Если он отступает хотя бы от одной из этих заповедей, значит, он исчезает с лица земли. Вот в чем богоизбранность евреев, учение хранить и передавать его другим народам. Больше ничего, это совершенно ни о каком превосходстве и тем более захвате мира, о чем говорят всякие антисемитские авторитеты ничего за этим нет. Почитайте нормальную литературу даже не евреев, все поймете. (Из беседы на ”Эхо Москвы”, 22.01.2005 – A.З.)

    Источник: www.zelikm.com  — »Евреи глазами именитых друзей и недругов»

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора