«Шумим, братцы, шумим…»

Моисей (Мозес) Мендельсон

Беседы с раввином Авраамом Бинским

Продолжение.
Начало в №1061

Приношу читателям извинения за задержку, но поймать раввина перед праздниками совершенно невозможно: на него охотятся, как на тюленя, с гарпуном — всем все надо, и вырвать даже часик на интервью для него совершенно нереально.
– Рав, теперь позвольте от свободы сексуальной перейти к свободе религиозной. Что вы скажете о «консервативной», «реформистской» и прочих прогрессивных «еврейских церквях»?
– Вопрос просто глобальный. Охватывающий не одно столетие нашей истории.
– Скажем, знаменитый Филон Александрийский относится к «протореформистам»?
– Давайте лучше не будем заниматься древностями и долгими перечислениями. Были саддукеи, боэтусеи, караимы, Спиноза и Уриэль д’Акоста и т.п… Но как массовое движение эти попытки «реформировать Тору», подогнав ее вечные законы к взглядам и удобствам человека в своем поколении, начались с Просвещением. Начало же еврейского «просвещения» обычно сопоставляют с именем Мозеса бен Менахема Менделя. В мире он известен как Мозес Мендельсон. Выдающийся философ и теолог, близкий друг Канта и Лессинга, Мозес (Моисей) был с почтением принят при дворе короля Фридриха Прусского. Его работы написаны на блестящем немецком языке и начали появляться в печати в середине XVIII века. Вскоре Мендельсон становится одним из самых известных и уважаемых ученых Германии. Внешне он продолжал оставаться соблюдающим законы Торы евреем, даже когда ему открыли двери высшие немецкие интеллектуальные круги.
– Так в чем же здесь проблема, рав? Это так демократично и красиво!
– Проблема вот в чем. Мендельсон и его современники посеяли ветер, а бурю их потомки, европейские евреи, пожали через два века в форме Холокоста. Можно сказать, что вся фальшь Просвещения, особенно его «благо» для еврейства, отражается в истории Мозеса Мендельсона.
– Вы намекаете на то, что духовные, а возможно, и прямо социальные причины Холокоста связаны с еврейским сектантством, в частности с реформизмом?
– Да. Именно немецкий реформизм провозгласил: «Мой Иерусалим — это Берлин» (какая кошмарная пародия для того, что помнит последующее!). Он, провозгласивший лозунг: «Быть евреем дома, а немцем на улице», толкнул немецких евреев в «объятия» немецкой культуры. А когда евреев в ней стало много, последовала обратная реакция «тевтонского национализма», который и выступил питательной средой для стремительного роста нацистских настроений.
– Рав, я хочу еще добавить, что Берлин был одним из главных центров российской белой эмиграции, принесшей с собой термин «жидобольшевизм» и значительно усилившей антисемитские настроения в Германии. Тоже пародийная гримаса: в России евреи строят «общество всеобщего братства», а на выходе получают лютый немецкий антисемитизм, который со штыками наперевес приходит в Россию… Но скажите, рав, что в этом контексте означает Просвещение?
– Давайте, Арье, я отвечу вам словами известного американского, а ныне израильского историка рава Берела Вайна: «Просвещение, эпоха Просвещения — движение мысли, популярное в Европе XVIII века. Его главное убеждение: правильное рассуждение и научное понимание ведут к истинному знанию, миру между людьми и социальному прогрессу. И поэтому религия как фактор человеческой жизни не нужна».
– Рав, но ведь это именно то, чему нас учили в школах и университетах!
– Мы же жили в стране победившего всеобуча, ликбеза и торжествующего просвещения. И это все освещала лампочка Ильича.
– Рав, уж коли мы затронули эту тему, не является ли коммунизм одной из форм реформизма? Ведь первые коммунисты любили ссылаться на книги пророков, утверждая, что они собираются выстроить обещанное древними провидцами «Царство Б-жье на земле». Да и самый популярный в мире коммунист, крещеный еврей-антисемит Карл Маркс, явно страдал синдромом «мессианизма», собирался насильно осчастливить все человечество.
– И «осчастливил». Только в этом царстве ГУЛАГа и «Краткого курса истории ВКП (б)», заменившего народу Библию, почему-то для лучшего «построения Царства Б-жьего» взрывали церкви, расстреливали и ссылали в Сибирь попов, мулл и раввинов… Но наиболее гармоничное «царство справедливости» было построено в середине XX века в Германии сроком аж на 12 лет (Третий «тысячелетний рейх»). Не забудьте, что наци именовали себя Национал-социалистической партией Германии. Просто и у них, как у советских «мессианистов» «эксплуататорские классы», некоторые люди и целые народы не совсем вписывались в это царство и поэтому уничтожались.
Но вернемся к Моисею Мендельсону. В начале своей деятельности он даже получал согласие раввинов и с некоторыми из них переписывался. Но постепенно отошел от строгого соблюдения Традиции, характерного для него в юности.
– Я помню, что его перевод «еврейской Библии» на немецкий язык считался литературным шедевром.
– Да, несомненно, Мендельсон был вундеркиндом и гением. К тому же он был невероятно трудолюбив, учился непрерывно, так что даже ссутулился от постоянного сидения за стендером. Добавлю, что в гениальности Спинозы тоже никто не сомневается…
– А какова главная идея Мендельсона?
– «Будь космополитом на улице и евреем дома».
– Что это практически означает?
– Это означает раздвоенность поведения и сознания, противоречащую всей сути Торы. Время и события доказали невозможность этой раздвоенности. Но в XVIII веке, на взлете Просвещения, Мендельсон считал, что это возможно. Он ошибочно видел себя первым примером реализации этой цели. Надо сказать, что некоторые из его детей и большинство внуков стали христианами. Наиболее известный — композитор Мендельсон, маршем которого начинается большинство европейских свадеб. Старая Европа исчезала, вместе с ней рушились стены гетто. И наивные евреи, сами не ведая того, оказались в гораздо более опасном мире, чем мог себе представить Мендельсон…
– Рав, как с этим соотносятся современные консерватизм, реформизм, религиозный либерализм, реконструктивизм и прочие еврейские «измы»?
Они удерживают полусветских евреев от полного растворения в многонациональном социуме или скорее отводят потомков Авраама от аутентичной Традиции, вульгаризируют и искажают Тору?
– Несколько лет назад я встречался в Чикаго с одним ортодоксальным раввином, который очень хорошо знаком с этими движениями. Чикаго — один из важнейших центров современного реформизма. Там был съезд реформистов, делегаты жаловались на катастрофическую ситуацию, половина «реформистских браков» — интермериджи. Один из лидеров движения задумчиво произнес: «Может быть, нам стоит начать что-то соблюдать, а не то ситуация совсем вышла из-под контро­ля?» К чему эти движения привели?
Вот история, я слышал ее от одного раввина, знающего ее из первых рук. Было это в Лос-Анджелесе, лет, наверно, двадцать назад. Реформистский «раввин» очень дружил с местным кардиналом и часто его навещал. И вот однажды он решился пригласить прелата к себе в темпл. Кардинал с удовольствием согласился. Об этом стало известно прессе, телевидению. Большой темпл был забит до отказа — люди стояли вокруг, радио, телевидение, газеты… «Раввин» сказал вступительную речь, поблагодарив высокого гостя за оказанную честь, и попросил того выступить. Кардинал вышел «к рампе» и начал оглядывать аудиторию. Все в полной тишине ждали начала речи. Прошла минута, две, пять… Кардинал молчал. «Раввин» удивленно смотрел на него. Наконец кардинал произнес: «Удивительная вещь! Почему-то в этой еврейской синагоге я единственный — в ермолке!»
– Рав, все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Могли бы вы подвести некоторый итог теме «новых еврейских религий»?
– Они, увы, давно уже стали просто профанацией, насмешкой над еврейской Традицией. Нельзя быть «немножечко беременной». Но самое печальное, что реформизм, консерватизм и им подобные предлагают людям якобы «удобный и облегченный вариант Торы». Некое иллюзорное чувство сопричастности с вечными ценностями своего народа, его Традицией, давшей начало почти всему лучшему, что есть в человеческой культуре. А при этом — почти ничему тебя не учат, ничего не требуют, ни к чему практически не обязывают. Фактически они приучают наивных людей, по ошибке принявших их за один из вариантов «адекватного еврейского учения», быть не только «немцем на улице», но и просто «немцем» («американцем») у себя в доме. Но самое страшное — отводят людей от стремления к настоящей правде, от поиска своего, невыдуманного, живого общения с Б-гом. Лгут им, что они «уже нашли». Фактически, все они — пародия на еврейство. Одна большая ложь. Я уверен, если бы Мозес Мендельсон увидел, к чему приведет его попытка «соединить Тору и западное Просвещение», он использовал бы свой талант как-нибудь иначе.
– Рав, а что можно сказать про столь популярное сегодня «традиционное» еврейство? Чем оно отличается от реформизма?

Беседовал Арье ЮДАСИН
Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора