Израилю нужна профессиональная армия добровольцев

Моше Фейглин

В Израиле сегодня бушует политическая буря — на повестке дня принятие закона о всеобщей воинской повинности, который обяжет служить всех без исключения граждан, включая студентов иешив и арабов. Проходящие в израильском обществе дебаты вызывают много эмоций, потому я предлагаю читателям включиться в обсуждение этого вопроса.
Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион осознавал тот урон, который понесли европейские иешивы во время Холокоста. Бен-Гурион решил сохранить «гахелет Исраэль», чтобы «не погасло еле тлеющее пламя еврейства», и освободил от армейской службы религиозных евреев, посвящающих все свое время изучению Торы. В 1948 году во всем Израиле в иешивах училось лишь около 300 учеников, однако сегодня эта цифра приближается к 50 тысячам. И проблема не только в том, что они не служат в армии, но и в том, что они не имеют права получать профессию или работать. В результате тысячи религиозных людей бедствуют и становятся бременем для государства.
Как религиозные евреи объясняют свое желание учить Тору вместо службы в армии? Во-первых, изучающие Тору служат своему народу тем, что сохраняют еврейский характер Государства Израиль. Во-вторых, армия всегда была плавильным котлом общества, потому родители опасаются, что их дети попадут под влияние светского окружения и перестанут соблюдать заповеди.
Сразу оговорюсь, что многие религиозные евреи в армии служат и играют все большую роль в ее рядах. Особенно следует отметить «иешивот эсдер», которые совмещают службу в армии с учебой в иешиве в течение пяти, а не трех лет.
Тем не менее тот факт, что ученики других иешив не служат в армии, вызывает раздражение и гнев у многих израильтян, считающих это вопиющей несправедливостью.
На сегодняшний день от армейской службы освобождены также арабы. В последние годы все большее распространение получает явление «иштамтут» — уклонение и светских евреев от службы в армии.
«Обсуждение нового закона о всеобщем призыве в армию носит популистский характер, — пишет член партии «Ликуд» и лидер движения «Еврейское руководство» Моше Фейглин в статье «Закон Таля, народная армия и высказывания генералов» на Zman.com. — Пропаганда ультралевых сделала свое дело, и теперь место предвыборного лозунга у некоторых партий заняло: «Бей харедим (ультрарелигиозные евреи) — греби мандаты».
Вопрос призыва харедим в самом деле необходимо урегулировать на основе справедливости и равноправия для всех. Однако нам прежде всего следует разобраться, в чем заключается проблема.
Нуждается ли вообще ЦАХАЛ в обязательном всеобщем призыве? Исследования показали, что это не так, и что Государство Израиль платит за сохранение имиджа «народной армии» очень высокую цену в экономическом и общественном плане, и, главное, в области безопасности. Добровольная профессиональная армия будет намного эффективнее и будет гораздо меньше стоить государству, устранив проблему принудительного призыва как харедим, так и других групп населения, которые не хотят служить, — арабов и ультралевых.
Но это решение сегодня еще неприемлемо для израильского общества, воспитанного на идеале общенародной армии. Не хотят отказываться от него и правящие элиты, ведь принудительный призыв придает огромную силу тем, в чьих руках он находится.
Поэтому настоящее решение проблемы — создание добровольной и профессиональной армии — пока нереально, и мы должны найти временное решение…
Важно понять, что харедим не против самого призыва в армию. Они опасаются лишь попыток повлиять на их образ жизни с помощью армии. И эти их опасения небезосновательны. Если армия создаст для харедим такие условия для прохождения службы, которые не задевают всего, что для них свято, то это благотворно повлияет на их желание служить в армии».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 3,75 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

18 комментариев к “Израилю нужна профессиональная армия добровольцев

  1. Много лет никто не подвергал сомнению то, что Израилю нужна всеобщая воинская повинность. Вдруг, выясняется что Израилю нужна наемная армия ( она же добровольная, она же профессиональная).
    Что же изменилось?
    Впервые, парламентарии в с е р ь е з заговорили о призыве ешиботников.
    Между тем профессиональная армия при всей своей эффективности может понести большие потери, тем более если учесть что враждебные страны с которыми мы граничим суммарно превосходят нас по населению примерно в двадцать раз.
    А пополнить потери окажется некем.
    Не будет мало мальски подготовленных резервов.
    Конечно из США это не кажется такой уж проблемой…

  2. Ожидаемая реакция?

    Ультраортодоксы и светские активисты соцпротеста объединились против ненависти
    http://www.zman.com/news/2012/07/12/130519.html

    Сегодня в Бней-Браке проходит демонстрация светских и религиозных против подстрекательства и ненависти, возникших на почве споров об обязательном призыве в армию для ультраортодоксов.

    Демонстрация пройдет под лозунгом: активисты социального протеста, светские и ультраортодоксы против враждебности».

    «Мы против того чтобы становиться врагами друг другу. Мы ничего не имеем против ультраортодоксов», — сказал офицер запаса ЦАХАЛа, один из активистов социального протеста Орен Пастернак, светский еврей. По мнению активистов соцпротеста, пришедших на эту демонстрацию, занимаясь вопросом призыва ортодоксов, премьер-министр Биньямин Нетаниягу просто пытается отвлечь общественное мнение от самого животрепещущего вопроса: дороговизны жизни, сообщает радиостанция «Галей ЦАХАЛ».

    «Мы все вместе боремся за социальную справедливость для нашего общества. Только путем диалога и наведения мостов можно достичь реальных решений наших проблем», — говорят они.

    Среди участников демонстрации – зачинатель потребительского бойкота (протест коттеджа) Ицик Эльров (сам религиозный человек с черной кипой на голове) и активистка соцпротеста Дафни Лиф, которая призвала ортодоксов присоединиться к соцпротесту.

  3. Хаим Рамон: Яалон приукрашивает действенность закона Таля

    http://www.zman.com/news/2012/07/12/130511.html
    Бывший министр Хаим Рамон обрушился сегодня с критикой на Моше Яалона, который выразил пессимизм в отношении перспективы принятия до 1 августа нового закона о призыве ультраортодоксов на военную и гражданскую службу.

    Напомним, что главными препятствиями в переговорах Ликуда с Кадимой являются вопрос о личной ответственности и санкциях в отношении уклонистов и вопрос о квоте на освобождение от службы для йешиботников. Кадима требует установить квоту в 1500 человек, Ликуд противится самой идее квот.

    Яалон, напомним, предположил, что противоречия преодолеть не удастся, и Кадима может даже выйти из коалиции, что последняя «в состоянии пережить». В процессе переговоров Яалон сообщил данные о количестве призываемых сегодня представителей харедим — согласно закону Таля, их количество составляет 2400 человек в год. Хаим Рамон обвинил министра в сообщении ложных сведений и заявил, что фактическое количество призывников-харедим даже в прошлом году составило не более половины от заявленного Яалоном числа.

  4. В статье много неточностей. Русскоязычные читатели не поймут, кто такие студенты «иешив», которые не служат в армии, кто такие, религиозные, которые служат. Правильная цифра количества иешиботников на конец 2011 года-100 000 человек, 65 000 призывного возраста. Полностью 6 дивизий! Это ортодоксы-«харедим». И они действительно бедствуют. А простые религиозные учатся в ВУЗах, работают и служат в армии. Так что это полуправда. А полуправда хуже лжи (еврейская мудрость).
    А родители этих студентов не боятся, что вместо того, чтобы не попасть под влияния светских, они могут попасть в газовые камеры,когда некому будет их защищать. Никто и ничем им не обязан!
    Студенты иешивот эздер действительно учатся 5 лет в иешиве, но служат в армии всего 1,5 года. Автор не знал?
    Фейглин не знает, что он говорит. Резервистам увеличили длительность сборов из-за нехватки солдат. Профессионального солдата не растянешь на несколько километров вдоль египетской границы

  5. По поводу отмены закона Таля, согласно которому учащиеся еврейских религиозных семинарий получали, простите за оксиморон, бессрочные отсрочки от армии.
    Во-первых, милитаризм нашего общества, в котором вообще все и вся оценивается с точки зрения воинской службы, понятен, но вряд ли здоров. Кроме того, мы «с пониманием» относимся к тому, что наши арабские сограждане не служат. Но досам никак не можем этого простить. Еще бы: досы — все-таки наши, а арабы — они совсем чужие, наша армия, как бы, все же не арабов защищает, а евреев (арабам-то всяко ничего не будет). Опять же, логика понятная, но уж очень не современная и не здоровая, и сам факт того, что все так рассуждают — симптом болезни общества, очень глубокого национального невроза.
    Кроме того, я, конечно, за большее вовлечение ортодоксов в экономическую и прочую жизнь общества. И я в самом деле думаю, что армейская служба многим помогла бы приобрести навыки, необходимые для этого. То есть, это было бы хорошо, на мой взгляд, для самих досов. Потому что тальмидим хахамим всегда немного и их в любом случае никто не собирается ставить под ружье. А батланим всегда дофига, они живут плохо, бедно, не способны никак себя реализовать и в самом деле являются обузой для общества. Но я далек от того, чтобы причинять людям добро насильно. Не хотят — нечего их туда пихать.
    Главное: есть постепенный процесс вовлечения ортодоксов в экономическую и общественную жизнь. Совсем не надо, мне кажется, вести себя как слон в посудной лавке. Ведь все больше людей работают, все больше студентов, которые проходят переквалификацию (говорят, после усердных занятией еврейским законом, светские дисциплины даются им легко), да и в армию все больше людей идет. Если сейчас объявить им «войну» и всех начать заставлять служить в армии, никому от этого лучше не будет. Навредить тут легче, чем сделать лучше.

  6. Закон Таля – 2: частичный, но разумный

    Многие политики критикуют альтернативу закону Таля. Они задают правильный вопрос: почему нужно делать акцент на харедим, которые составляют всего 8% уклонистов, а не на арабах или светских евреях? Даже последних среди уклонистов больше, чем харедим.
    По этому закону харедим смогут отслужить в Национальной службе относительно небольшой срок в 18 месяцев, причем они могут работать в собственных общинах по собственным стандартам.

  7. Мнение израильского политолога Марка Радуцкого

    Лукавство «фраеров »

    Новая серия палаточных протестов снимается под названием » Лагерь фраеров» . » Фраера» требуют равного для всех призыва на военную службу , почему то дискриминационно выделив из всех групп уклоняющихся от призыва только ортодоксальных евреев , забыв разного рода анархистов и иже с ними .
    В требовании » фраеров» немало политического лукавства . Ведь одновременно , по умолчанию , они требуют насильственного отлучения верующих евреев , призванных в армию , от религиозных норм поведения , в частности , касающихся гендерных отношений . По сути , они требуют от соблюдающих религиозные нормы поведения семей , кантонского призыва , при котором евреи насильственно отлучались от иудаизма и семьи сидели по отлученным шиву .
    Есть ли решение этой проблемы ? Только одно . Разделить армию на профессиональную и на народное ополчение .Профессиональная армия на основе добровольного контракта и народное ополчение на основе обязательного призыва , без всяких уловок типа » национальной службы» .
    Народное ополчение , в отличие от профессиональной армии , должно подразумевать полугодичный курс общей военной подготовки и несения резервной воинской службы после нее . Причем служба в народном ополчении доложна осуществляться в гомогенных подразделениях , например служба ортодоксальных евреев в гомогенных ортодоксальных подразделениях , которые обеспечат своим военнослужащим соблюдение всех религиозных норм поведения .
    Принадлежность к народному ополчению должна стать ультимативным условием получения любых , прямых и косвенных , форм государственной , в том числе и социальной , помощи и работы на государственной службе , с единственным исключением — состояние здоровья , не позволяющее прохождение курса общей военной подготовки и несекние резервисткой службы.

    А также Александр Риман
    «…Но паразиты — никогда», или Кто боится человека с ружьем и в кипе?
    http://www.forumdaily.com/13941/

    Привлечение общественного внимания к неразрешимой якобы проблеме «отказников армейского призыва» среди ультраортодоксальных евреев очень кстати тем высшим армейским офицерам, у кого «рыльце в пуху». Хотя на самом деле эта проблема решается элементарно. У светских партий в Кнессете всегда было абсолютное большинство, и потому принять любой закон, в том числе закон об обязательном призыве в ЦАХАЛ или на альтернативную гражданскую службу всех граждан совсем несложно.
    Но кто-то в этом очень не заинтересован, и эти кто-то — не только ультраортодоксальные раввины вроде Овадии Йосефа. Во-первых, удерживая религиозных депутатов на крючке «дадим деньги из бюджета или не дадим», «призовут в армию — не призовут», ими очень удобно манипулировать. Ведь поддержали же лидеры партии «Еврейство Торы» в 2004 году шароновский «план размежевания» за скромное вознаграждение 300 миллионов шекелей…
    Во-вторых, опыт того же «размежевания» показал, что не все религиозные солдаты будут слепо выполнять любой приказ, касающийся, скажем, изгнания евреев из их домов в Иудее и Самарии. А вот этого ярый противник поселенческого движения и нынешний министр обороны Эхуд Барак боится больше всего…
    Шесть лет назад, во время Второй Ливанской войны, офицер спецназа Рои Кляйн — религиозный сионист из поселения Эли, спасая жизнь подчиненного ему солдата, упал на вражескую гранату с криком «Шма, Исраэль!». Вскоре семье погибшего героя ненавязчиво намекнули, что на очередном этапе «мирного процесса» из дома, в котором жил Рои, может быть выселена его семья. Да и все поселение Эли, как и многие другие еврейские населенные пункты Самарии, не вписывается в прогрессивную политическую концепцию «территории в обмен на мир». Нужны ли для реализации таких планов религиозные солдаты? И если нет, кто же по-настоящему боится человека в кипе и с ружьем?

    1. Иегуда: Рахель, выбирайте выражения! Радуцкий такой же политолог, как мы с вами. Только я-мельник, а он — психиатр.

      1. Уважаемый Иегуда! Я с г-ном Радуцким не знакома, на сайте zman .ru он фигурирует как политолог. Впрочем, в Израиле уже каждый второй, похоже, именует себя политологом.

        1. Наверно. Если только не 4 из 5. Лишь ваш покорный слуга не стесняется называть себя мельником, пэтэушником и графоманом.

  8. О чём спор-то?! Вы мне покажите хотя бы одного командира части который хотел бы иметь в ней хотя бы одного «ешива-бухера»? Найдите такого, а потом спорьте призывать или не призывать, Армии эти ешиботники вообще не нужны…

  9. Из мини-интервью Зеева Элькина Давиду Кону я поняла, что речь о призыве харедим в армию вообще не идёт — только обязательная для всех граждан Израиля, не служивших в Цахале, альтернативная служба.
    Зеев Элькин справедливо заметил, что нельзя устраивать культурную войну и провоцировать ультраортодоксальных лидеров на поступки, направленные против государства.

    Тоже самое — относительно арабов — граждан Израиля. В действующую армию их никто призывать не собирается, речь идёт об альтернативной службе.

    1. Вы только учтите, что для араба любое принуждение не врамкахмохаммеданского джихада нетерпимо. Даже когда араб за зарплату работает в индустриальном производстве, технология которого ущемляет его свободу (например, нельзя курить, пить кофе, когда вздумается и т.д.), он, как правило, работать не может. Или работает крайне плохо: брак, аварии и т.д. И этим арабы заразили весь омусульманенный ими мир, в т.ч., и цивильный в доисламские времена. В советском Узбекистане была скрытая безработица, особенно, среди женщин (как сейчас у «израильских арабок»). Однако, на конвейер нашей электронной фирмы они не шли, даже несмотря на относительно высокий уровень зарплаты и социала. А те узбечки, что приходили, долго не держались. На конвейере работали лучше всех кореянки, затем- славянки, затем — из мусульманок — казанские татарки. У мужиков же это выражено намного сильнее. Сужу по арабам, с которыми работаю.

  10. http://www.zman.com/news/2012/07/14/130634.html

    Представители Ликуда и Кадимы пока не достигли прорыва на переговорах о выработке коалиционного законопроекта, который позволит значительно повысить вклад ультраортодоксального сектора в экономику и оборону государства.

    Адвокаты Давид Шимрон и Алон Гелерт, представляющие Нетаниягу и Мофаза, продолжают попытки предотвратить коалиционный кризис и выработать альтернативный реокмендациям Плеснера законопроект. Результатов пока не видно, однако обе стороны не заинтересованы в кризисе: Нетаниягу и Мофаз договорились в четверг совместно найти путь решения вопроса, с которым не смогли совладать и предыдущие переговорщики — Моше Яалон и Йоханан Плеснер. Шауль Мофаз подчеркнул, что не собирается ставить ультиматумов, поскольку дело заключается в принципе принятия закона, а не в конкретных сроках.

    Оценки в Ликуде говорят о том, что переговоры могут продолжиться до середины следующей недели, чтобы подготовить искомый результат к воскресному заседанию правительства 22 июля, а в случае его принятия поставить законопроект на голосование в Кнессете на следующий день. Поскольку на данный момент результата нет, то на завтрашнем заседании правительства вопрос о призыве обсуждаться не будет.

  11. «Нетаниягу принял план Арье Дери: харедим пойдут в пожарные

    Премьер-министр Биньямин Нетаниягу предложил вчера на заседании фракции Ликуда призывать ультраортодоксов после 22 лет на альтернативную службу в систему пожаротушения, сообщает религиозный сайт «Кикар ха-шабат». По информации сайта, такую идею подал главе правительства еще год назад Арье Дери, бывший председатель партии ШАС.

    «Они принесут благо. Так, как сегодня есть добровольческие [религиозные] организации ЗАКА и «Ихуд хацала», так же может быть и большая организация харедим, которые занимаются пожаротушением, — цитирует «Кикар ха-шабат» Дери.

    «У нас есть большая потребность в противопожарной службе… Молодой человек 24-х лет может быть пожарным. Вы получаете дешевую рабочую силу для государственных нужд», — сказал премьер-министр.

    ZMAN.com

    Стране нужно столько пожарных?
    Для того, чтобы затушить политический пожар?

  12. Михаэль, Израиль

    Поразительно, как можно перекручивать статистику – объединить религиозных сионистких евреев и светских вместе, и получится такой же как у ортодоксов процент освобождения от армии (12-13%)!
    Это всё равно , что объединить для статистики свестких с арабами в одну группу!

    Внимание — фальсификация данных!
    Всем известно почти поголовная мотивация религиозных сионистов служить в армии (как минимум 90%).

    Получается, что социальный протест надо объявлять против светских, которые как минимум в 3 раза больше получают освобождение от армии по сравнению с ортодоксами.
    Как легко можно обманывать СМИ израильтян – уж не меньше чем в Совке.

    Сравнительные данные о призыве в ЦАХАЛ: светские и ультраортодоксы
    http://www.zman.com/news/2012/07/11/130405-print.html

    Из отчета Отдела кадров при генштабе ЦАХАЛа, представленного комиссии Плеснера, следует, что количество призывников среди светского и религиозно-сионистского сектора, получающих освобождение от армейской службы, падает в последние годы и сегодня составляет 12% (здесь речь не идет об «уклонистах», число которых незначительно). В то время, как процент ортодоксов, получающих освобождение от службы в ЦАХАЛе, остается на уровне 13%. В армии считают, что этот процент будет расти, пишет 11-го июля газета «Гааарец».

    Согласно этому отчету, в 2011 году призыв среди еврейских ребят составлял 75% от общего числа еврейской молодежи в возрасте 18 лет. Из 25% молодых ребят, не призванных на армейскую службу, 13% — ультраортодоксы. В 2004 году процент не призванных в армию среди ультраортодоксов был 8,4%. А в 2009 году поднялся до 13% и с тех пор не меняется.

    Среди светского и религиозно-сионистского населения в 2005 году 14,8% ребят получали освобождение от службы в армии, в 2007 году – этот процент вырос до 16,3%, а в 2011 году снизился до 12,1%.

    Однако, как следует из отчета Отдела кадров ЦАХАЛа, из 12% призывников среди светского и религиозно-сионистского населения, 3% проживают за границей, 3% — ребята, которых армия по тем или иным причинам не хочет видеть в своих рядах, и еще около 6% — ребята, получающие освобождение по состоянию здоровья.

    Относительно ребят призывного возраста в ультраортодоксальном секторе, в армии считают, что от трети до 45%, которые по тем или иным причинам не занимаются регулярным изучением иудаизма, получают освобождение от армии по состоянию здоровья обманным путем.

  13. На фоне драматических событий конца минувшей недели, тема выхода Кадимы из коалиции и самого закона о всеобщем призыве отошла в тень. Однако не исчезла, а, напротив, получила продолжение.

    Вице-премьер Моше (Буги) Яалон принес на сегодняшнее заседание правительства все те идеи и предложения, которые он обсуждал с Йохананом Плеснером – до тех пор, пока их законотворческий дуэт не распался.

    Проект Яалона в целом, известен и не раз озвучивался и им самим, и главой правительства. Он предлагает не пытаться решить проблему неравномерного призыва в разных общественных секторах одним махом, Буги Яалон убежден, что увеличить число призывников-харедим можно только постепенно. Если следовать этой пошаговой схеме со сложной системой поощрений призывающимся и наказаний уклоняющимся — вице-премьер убежден, что через 4 года в армию удастся призвать 6000 ультраортодоксов.

    Нетаниягу с ним согласен.

    Так называемый план Яалона решено превратить не в законопроект, а в правительственное решение. Это должно существенно упростить законодательный процесс. В ближайшее время текст документа будет написан и представлен на утверждение министерской комиссии по законодательству.

    Следующая задача – заручиться поддержкой парламентского большинства. В этом случае Нетаниягу распорядился созвать внеочередное заседание Кнессета, даже если формально парламент будет находиться на каникулах. Впрочем, последний пункт этого короткого плана пока под вопросом. Многое зависит от того – как проголосует вновь оказавшаяся в оппозиции «Кадима».

    Если Нетаниягу и Яалону удастся убедить шестерых кадимовцев вопреки воле Шауля Мофаза поддержать этот проект – новый закон о всеобщем воинском призыве может появиться еще до осенних праздников.

    Анна Райва, служба новостей 9 канала

Обсуждение закрыто.