Борис Гельфанд лишь немного не добрался до звания чемпиона мира по шахматам. Пожелаем ему удачи в следующий раз, но и в этом матче его успехи, конечно, существенны и замечательны, да и в принципе евреи играют в шахматы совсем неплохо. Кроме шахмат, евреи за последние 150 лет имеют совсем не маленькие достижения во всех областях жизни: в науке, в технике, в экономике, в искусстве и даже в войне и разработке оружия.
Является ли этот успех религиозно ценным? Часто от религиозных людей можно услышать, что, с религиозной точки зрения, все это не имеет никакого значения, что все это нееврейское дело, что, с точки зрения иудаизма, мы должны Всевышнему служить и заповеди соблюдать, а шахматы не имеют к этому никакого отношения.
Но я думаю, что такой подход неправилен. И неправилен он по двум взаимосвязанным причинам. Во-первых, Б-г не создал религию — Он создал весь мир. И поэтому связь с Б-гом осуществляется не только через религиозные вещи, а через все, что мы делаем в этом мире. Весь мир Б-жественен, и успех во всех позитивных областях в этом мире тоже является элементом нашей связи с Б-гом. А во-вторых, задачей еврейского народа является не просто служение Б-гу или соблюдение заповедей, а принесение Б-жественного света человечеству. Но только когда мы занимаем соответствующее высокое положение во всех светских областях, науке, культуре, экономике и армии, когда Израиль является достойным и процветающим государством, — только в этом случае народы мира смогут воспринять тот Б-жественный месседж, который мы должны им принести.
В течение почти двух тысячелетий изгнания еврейский народ смог выжить не только физически, но и культурно, цивилизационно и религиозно — и это, конечно, великий подвиг, не осуществленный в человеческой истории ни одним другим народом. Однако все это время еврейское положение в мире было очень незавидным и даже жалким. И выражалось это не только в том, что евреи не имели собственной страны и были почти бесправной группой, но и в том, что наши достижения за эти две тысячи лет были (по нашим еврейским масштабам) весьма скромны. Конечно, у нас было немало мыслителей и мудрецов, но все, что ими создано (Талмуд, кодексы и комментарии), — не идет, конечно, ни в какое сравнение с тем, что мы создали в древности библейский текст, который важен всему человечеству и лег в основу всей западной цивилизации. (Талмуд, кодексы и комментарии интересны вне еврейского мира только специалистам, т.е. они почти не оказали существенного влияния на мир.)
Что же касается светских областей, то наш вклад в них до последнего времени (до начала XIX века включительно) был незначителен. Среди сотен или даже тысяч великих архитекторов, музыкантов, поэтов и ученых за это время было очень мало евреев. Ситуация изменилась за последние 150 лет, и параллельно с нашими национальными успехами, созданием сионизма и Государства Израиль, начался потрясающий взлет наших успехов во всех светских отраслях жизни.
И это вещи параллельные. Когда мы не в состоянии достичь успехов в светской жизни, мы также не в состоянии повлиять на духовную жизнь человечества. И поэтому то, что за последние 150 лет еврейское влияние в светских областях и еврейский вклад в продвижение цивилизации столь увеличились и чем далее, тем более возрастают, — это предисловие к тому, чтобы наш духовный вклад тоже возрос и мы смогли внести в духовное развитие человечества свой новый голос.
Пинхас ПОЛОНСКИЙ