В еврейском календаре есть два вида месяцев. Часть месяцев «запрограммированы» позитивными праздниками, такими как Песах или Пурим. Можно назвать эти месяцы «ресурсными».
А есть месяцы, в которых находятся драматические даты, отмечающие сложные эпизоды в нашей истории. Для обычного человека такие месяцы могут вызвать проблемные проявления. Но, тем не менее, для человека духовного есть возможность совершить трансформацию и подняться над базовой программой месяца.
Рассмотрим важные примеры. Во всех цивилизациях наблюдается негативное отношение к цифре два. Недаром двойка была плохой оценкой в наших школах.
Когда мы говорили, что понедельник — тяжелый день, то это было связано и с тем, что в большинстве культур неделя начинается с воскресенья и понедельник является вторым днем недели. Это верно и в англоязычных странах, и в еврейском календаре.
Наши мудрецы выделяют такую же проблему и со вторым месяцем еврейского календаря. Но в иудаизме есть дополнительный аспект. У нас есть спор: какой месяц года считается первым. Одно мнение — год начинается с Тишрея, в котором мы празднуем Рош а-Шана (Новый год). Второе мнение — год начинается с Нисана, в котором мы празднуем Песах, День независимости еврейского народа. Соответственно, у нас появляются два кандидата на роль проблемного второго месяца — это осенний месяц Хешван и весенний месяц Ияр, в который мы только что вступили.
Посмотрим на эти месяцы с разных сторон.
Врачи говорят, что в это время у людей проявляются проблемы со здоровьем, а среди очень пожилых людей выше процент ухода из мира. При этом физиологи находят простое объяснение этим феноменам. Эти месяцы с точки зрения погоды и климата являются переходными: в это время происходят частые скачки погоды, давления, температуры и др., весной также идет цветение, которое напрягает аллергиков. Люди с чувствительной физиологией реагируют на эти факторы — и здесь нет никакой особой мистики. Это часть природных процессов.
Но важно понять, что еврейский календарь не спорит с природой, но включает в добавление к ней более высокие уровни бытия, и это позволяет не только быть «под» природой, но и подняться над ее стихийными проявлениями. Поэтому, с точки зрения еврейской мистики, мы можем «перестроить» эти месяцы из проблемных — в месяцы «трансформации».
Рассмотрим «контент» еврейской истории, связанный с этими двумя месяцами.
Месяц Хешван связывают с историей Ноевого потопа. Кстати, обилие осенних дождей напоминает нам этот сюжет. Месяц Ияр связывают со «счетом Омера». У этого феномена есть несколько измерений.
Драматическое измерение связано со смертью учеников рабби Акивы. Это приводит нашу Галаху к соблюдению ограничений на радость: мы не играем свадеб, не слушаем музыку, не стрижемся.
Эти исторические сюжеты — духовно-проблемное измерение в нашем календаре.
То есть мы видим, что в базово-историческом еврейском контексте события истории, привязанные к месяцам, согласуются с природными процессами, влияющими на человека.
Но наша задача — не только поставить «духовный диагноз». Мы хотим найти способы духовного исцеления и подъема. Наша задача — выйти на более высокий уровень взаимодействия с реальностью.
Рассмотрим ключевые аспекты позитива нашего периода.
Сначала мы разберем историю с учениками рабби Акивы. Их промахом было то, что они очень ценили свои достижения и игнорировали достижения друг друга. Говорят мистики, что исправлением этого является искреннее желание узнать о ближнем и его достижениях. Тот, кто соединяет свой путь с опытом других людей, исправляет грех учеников рабби Акивы.
Второй аспект — дни между Песахом и Шавуотом являются днями ожидания получения Торы. Выйдя из Египта, евреи готовились к тому, что на 50-й день они получат великое знание. И позитивное «подключение» к этому подсчету позволяет нам выйти на глубинные ресурсы.
И, наконец, идея «связывания» 49 дней (7 недель) с системой семи «нижних» сфирот позволяет нам включиться в мистическое измерение нашего бытия. Мы «движемся» вверх по «лестнице» сфирот — «поверх» природных программ, выходя в «над-природный» духовный уровень.
Подробные описания этих путей можно найти в книгах р. Якобсона (www.meaningfullife.com) и р. Хабера (www.amazon.com/Sefiros-Yaacov-Haber/dp/0981497411/).