В сирийский порт Тартус прибыли два иранских военных корабля. По структуре такое начало напоминает зачин целого семейства анекдотов о том, как заходят в бар такие-то и такие-то… Но история, которая начинается с иранских военных кораблей, один из которых еще и именуется «Шахидом Накди», вряд ли будет особенно забавной.
И, как ни странно, событию такого геополитического масштаба уделяется слишком мало внимания в СМИ, хотя реально оно является вехой на пути развития регионального конфликта, по сравнению с которым война в Ираке и арабо-израильское противостояние — это мелочи. Почему?
Во-первых, это второй раз с 1979 года (Иранской революции, в ходе которой прозападного шаха прогрессивные студенты сменили на аятолл), что военные корабли Исламской Республики проходят через Суэц. Первый был в 2011 году, когда они совершили «круг почета» в Средиземном море, наслаждаясь всеобщим вниманием, и удалились. На этот раз сделан следующий шаг: не «пришли, понюхали и пошли прочь», как это было у Гоголя, а вошли в порт страны, в которой сейчас не самая благополучная политическая ситуация, и к которой присматриваются практически все в мире.
Этот демонстративный поход в Тартус символизирует геополитическую методику Исламской Республики, формирующуюся примерно как концепция быстро развивающейся в условиях беспредела ОПГ: «Дави во всех направлениях, проверяя границы дозволенного». А дозволяется Тегерану все больше и больше, спасибо «Арабской весне». Демократизация суннитских стран региона уже лишила шиитскую республику серьезного оппонента в лице Египта. Это открыло Ирану путь через Суэцкий канал и полностью поменяло региональные правила игры, дав прямой доступ к Сирии и Ливану.
Во-вторых, имея открытый путь в эти две страны, Тегеран теперь сможет строить там свои плацдармы, действуя не через «посредников» и «подрядчиков», а напрямую. Поставки чего угодно на территорию этих двух стран уже не ограничены — на кораблях можно доставлять все, что не влезает в грузовой самолет: танковые батальоны, ракетные установки, любой груз, который можно было раньше хоть как-то отследить, наблюдая, например, за перемещениями в Ливан «посылок» через сирийскую границу.
В-третьих, обладая подобными плацдармами на средиземноморском побережье, Исламская Республика получает доступ и к Северной Африке. Эта дестабилизированная «демократической весной» зона, столь близко расположенная к подбрюшью Европы, — лакомый кусочек для шиитской республики.
Но это в будущем. А пока иранцы используют свой морской поход в других, можно сказать, пиарных целях. Говоря о своем присутствии в сирийских водах, иранские военные не забывают отметить и то, что в том же месте периодически базируются и российские военные суда. Ведь Тартус — это последняя военная база ВМФ РФ за пределами бывшего СССР — последняя российская опора на Ближнем Востоке. И этот факт Тегеран использует для того, чтобы дать понять США, что не только он, но и Москва, мол, не потерпит вмешательства в сирийскую ситуацию.
Конечно, развязывание конфликта двух супердержав — идеальная ситуация для Ирана. Пусть это будет стоить ему военных кораблей (недаром один из них зовется «Шахидом»), зато после того как США и Россия начнут прямые военные действия друг против друга, Ирану останется, как еврею из анекдота, сесть поудобнее и выпить чашечку кофе. Даже если Москва и Вашингтон не подерутся всерьез, а будут только тщательно буравить друг друга взглядами через прицел, то Тегерану будет гораздо легче заняться реализацией собственных планов в регионе — в этом случае у Ирана будет значительно меньше помех и неизмеримо меньше мирового внимания.
Ну а Башар Асад, который является союзником Ирана, естественно, сможет «собраться с новыми силами» и радикально решить революционную ситуацию в стране. Оставшись в неоплатном долгу у аятолл.
К сожалению, небольшой морской поход иранцев, имеющий столь далеко идущие последствия, не заслужил достаточного освещения в прессе и не воспринимается в соответствующем его важности масштабе. Почему-то гораздо больший резонанс получили попытки терактов против израильских посольств в Грузии и Индии, являющиеся всего лишь малым шагом в тайной войне шиитской республики с еврейским государством. На их фоне реальный первый ход в войне открытой остался маленькой строкой в сообщениях новостных агентств.
Александр КОГАН
Специально для «ЕМ»
1. причём тут арабская весна, если она как-раз подрывает позиции главного союзника муллофашистов, Асада?
2. конфликт США и России приведёт к поражению последней, а там и Ирана черёд настанет. как настал черёд СССР после Рейха.
не знаю что это за автор, но ему явно лишь бы арабов и революцию обгадить, да лишнюю дозу паники подлить