Сейчас мы с вами обсудим очень провокационную гипотезу. Она не имеет научного статуса, поэтому опровергать ее с научной точки зрения бесполезно. Но она поможет нам посмотреть глубже на духовные законы и ценности.
В Торе сказано, что евреи должны стать «светом для народов». Это означает, что и евреи, и народы мира должны сознательно взять на себя эту роль. Но что мы видим? Религиозное еврейство замыкается внутри своей «ниши» и считает, что еврейская духовность — «для внутреннего применения». Но и с другой стороны — не лучше. У большинства народов идея, что можно научиться чему-то у евреев, вызывает протест. По той простой причине, что сама идея «сблизиться» с евреем звучит «нелепо», так как многие века антисемитизма «нарастили» большой «мозоль» в сознании европейских народов против евреев. Таким образом, чтобы евреям стать «светом для народов», нужно расчищать территорию от баррикад с двух сторон.
Но Вс-вышний — мастер решения сложных задач. Недавно мы обсуждали один любопытный феномен. Мы говорили о том, что в Южной Корее фрагменты Талмуда стали частью школьной программы. А теперь посмотрим на эту же ситуацию глубже. Что позволило произойти этому «чуду»? Во-первых, евреев никто не спрашивал. Умные южнокорейцы сами взялись за «решение своей судьбы». Если бы южнокорейцы запросили главный раввинат Израиля, то в раввинате бы посмеялись и закрыли дело, не открыв его. Поэтому южнокорейцы сами взялись за дело. Во-вторых, южнокорейцев «спасло» то, что у них в стране нет антисемитизма, так как не было болезненного опыта с евреями за неимением самих евреев. Поэтому обе части баррикады отсутствовали. Далее — южнокорейцы знали, что они хотели. Они хотели ввести морально-духовные принципы в бизнес и укрепить свои семейные ценности. Эти знания можно было почерпнуть в Талмуде. И южнокорейцы, не обращаясь к раввинам за разрешением, но обратившись к знающим евреям, выбрали из Талмуда ценные для них фрагменты, перевели их и прокомментировали, чтобы читатели могли понять, в чем дело, — и получили замечательные пособия по житейской мудрости.
Взгляд в сегодня
А теперь посмотрим на то, что происходит в современном мире. Страны Европы и Америки барахтаются в последствиях кризиса, связанного с жадностью и бесчестностью в бизнесе и с разрушением семейных ценностей. В это время расцветают страны Юго-Восточной Азии. Но за последний год Вс-вышний «уточняет» свое отношение к этим народам. На японцев сваливаются цунами и авария на атомной станции. На тайваньцев обрушились ураганы и наводнения. А Южная Корея процветает. Лицо южнокорейцев — фирма Samsung — уверенно рвется в бизнес-лидеры на рынке хайтека, постепенно обгоняя Apple. И теперь мы выскажем провокационную гипотезу: южнокорейцы по своей инициативе (без участия евреев) включились в программу «Свет для народов».
В рамках этой программы сказано: «Благословляющий тебя будет благословлен». Учащийся у еврейской мудрости получит благословение и успех на своих жизненных путях.
Два уровня
А теперь мы сделаем важное уточнение. Еврейская мудрость делится на два уровня: для «пользователей» (базовые знания) и для «разработчиков» (продвинутые знания). Есть Талмуд для «пользователей» (часть которого изучают южнокорейцы) и Талмуд для «разработчиков», который учат в серьезных иешивах. Есть каббала для «пользователей» (народов мира) и каббала для «разработчиков» (для каббалистов).
И еще интересный пример.
Христианство заимствовало у иудаизма часть знаний «для пользователей» (или — для начинающих). И благодаря этому христианство распространилось на огромные территории, став мировой религией. Но христиане вместо благословения учителей (евреев) выбрали путь их притеснения. И в результате христианство попало в творческий кризис, потеряв связь с первоисточником.
Какова же правильная модель?
Евреи должны сами нести «свет в народы мира» с обоюдной заинтересованностью. И тогда обе стороны получат свое благословение. Евреи — как учителя (или источник Света Знаний), народы мира — как ученики. И тогда и Израиль будет уважаем народами мира, и евреи, живущие в разных странах.
И попробуйте опровергнуть эту гипотезу!
А лучше — включайтесь в ее реализацию: евреи — как несущие Свет, а остальные — беря этот Свет «на вооружение».