Можно ли давать взятки?

Эзра Ховкин с ветераном советской армии полковником Михаилом Букиным в день Победы в Иерусалиме

«Можно ли давать взятки?» — этот вопрос я услышал, когда впервые в жизни пришел на урок Ильи Эссаса в Москве в 1978 году. В квартире юриста Валерия (Аврома) Прохоровского вокруг длинного стола сидели около двадцати человек. В первой части занятия Илья обсуждал вопросы произнесения благословений, и, честно говоря, я не понимал, о чем идет речь. После перерыва на чаепитие с бутербродами Илья перешел ко второй части занятия, вопросам и ответам. Тогда человек плотного телосложения спросил: «Илья, можно ли по законам Торы давать взятки?»
«Если власти несправедливо осудили еврея и бросили его в тюрьму, то можно и нужно дать взятку для его освобождения», — ответил Илья после некоторого раздумья.
После урока я познакомился с человеком, который задал этот вопрос. Мы подружились, и он научил меня благословениям. Сегодня он известный писатель Эзра Ховкин и живет в Иерусалиме.
Несколько лет спустя нашего общего друга, преподавателя Торы, власти бросили в сумасшедший дом и начали насильственно лечить. Со слезами на глазах он рассказывал мне о муках, которые испытывал от уколов психотропных препаратов. Спасением он был обязан своей матери, которая дала взятку врачу и добилась сначала отмены лекарства, а затем и освобождения сына.
Итак, в зависимости от намерения, взятка может стать добрым делом, в то время как доброе дело может превратиться во взятку, если человек совершает его во имя корысти…
Всевышний испытывал Авраама десятью испытаниями, и наш праотец с честью выдержал все их, не только творя добрые дела, но и проявляя чистоту помыслов, благородство намерений.
Во время первого испытания Всевышний обратился к Аврааму: «Иди из земли твоей, из места, в котором ты родился, из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим, благословлю тебя и возвеличу имя твое (Берешит, 12:1–2).
За преодоление великого испытания — оставить свою страну, родных и друзей, дом отца — Всевышний обе­щал Аврааму великую награду: потомство, славу и благословение богатством, объясняют мудрецы. «Но в чем же состояло великое испытание Авраама? — удивляется ребе из Гур в своей книге «Сфат Эмет». — Ради детей, славы и богатства любой вышел бы в дорогу!» Племянник Авраама Лот пошел вместе с ним, надеясь стать его наследником. «У Авраама нет детей, и я унаследую всего его богатства», — решил жадный Лот.
Два человека шли по одной дороге, только намерения у них были разные. Авраам шел во имя Всевышнего, Лот же — во имя себя. Их пути разошлись: Авраам пришел в Святую Землю, а Лот — в Сдом и Гоморру…
Два человека дают деньги госпиталю: один от любви к людям, а другой от любви к себе, чтоб прославиться…
Всевышний сказал Аврааму, что благословит его детьми, славой, богатством, чтобы испытать его. Во имя чего пойдет Авраам: во имя награды или, несмотря на обещанную награду, проявит бескорыстие и пойдет во имя Всевышнего, а не самого себя?..
На третий день после обрезания Авраам сидел в зной у своего шатра. Увидев трех путников в пустыне, Авраам встал и, превозмогая боль, побежал им навстречу, посадил в тень дерева, накормил и напоил их. Авраам выдержал великое испытание, говорят мудрецы, и в награду за это его потомки — евреи — удостоились в Синайской пустыне тени, манны и колодцев с водой.
«Величие Авраама не только в том, что он сделал, а в том, что сделал это бескорыстно, — утверждал реб Исроель Салантер. — Представьте себе, что, увидев трех путников, человек спешит им на помощь для того, чтобы получить чаевые. Намерение извлечь выгоду пре­вращает акт милосердия в работу прислуги». Тот, кто, помогая людям, думает: «А что я с этого буду иметь?», превращает свой поступок во взятку, ведь он дает, для того чтобы взять. Отношения между людьми — это не сделка: ты — мне, я — тебе. Лишь бескорыстные поступки строят искренние и прочные отношения между людьми…
Вскоре моя мама предложила перенести урок Ильи Эссаса в нашу квартиру. Теперь уже она угощала учеников, количество которых постоянно увеличивалось. Однажды после урока я нашел на столе конверт, в котором было несколько рублей. С тех пор кто-то начал анонимно оставлять деньги. Этим человеком был Эзра Ховкин.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора