Барак Обама как светоч цивилизации

Мрачные перспективы: во всем мире рынки упали после отчета о занятости в США

Президенту Обаме не занимать добрых и красивых слов, за что он пользуется любовью той части избирателей, уши которых удобно оттопырены для навешивания на них словесной лапши.
После того как 8 января прошлого года экстремист-шовинист Джаред Ли Лофнер перед супермаркетом в Тусоне (Аризона) прострелил голову депутату Палаты представителей Габи Гиффордс, заодно убив шесть и ранив двенадцать человек, президент прибыл в Тусон и произнес одну из самых добрых речей. Обама призвал американцев к цивилизованности, от которой наша политическая риторика стала стремительно отходить, буксируя за собой поведение граждан. Обама проникновенно сказал, что все мы должны быть уверены, что «разговариваем друг с другом так, чтобы это исцеляло, а не ранило». Прежде всего это относилось к только что произошедшей трагедии, и президент отметил, что «только более цивилизованное и честное публичное обсуждение может помочь нам справляться с нашими проблемами как нации, которая может этим гордиться».
С тех пор ругань между политиками росла и крепла, хотя до стрельбы в законодателей дело больше не доходило. Демократы клеймили республиканцев почище, чем фермеры своих лошадей, республиканцы не оставались в долгу, и обсуждение государственного долга проходило под зубовный скрежет партийной взаимонеприязни. Президент оказался между двух огней и в июле даже покинул совещание, обидевшись на конгрессмена-республиканца Эрика Кантора, который посмел перебить Обаму. «Эрик, не бери меня на блеф!» — сказал президент Соединенных Штатов Америки лидеру большинства Палаты представителей, словно они играли в покер, а не решали судьбу страны. До промежуточных выборов 2010 года о примирении и работе рука об руку речи не было — демократы заседали в Белом доме и верховодили в обеих палатах Конгресса, но с января 2011 они потеряли большинство в Палате представителей и лишились нескольких мест в Сенате. Дела в стране шли все хуже, и хотя Обама то и дело напоминал о работе сообща, его политруки понимали, что только уничижением республиканцев можно хоть как-то поддержать имидж президента перед выборами 2012 года.
2 августа конгрессмены демократы два часа заседали при закрытых дверях, обсуждая тупиковые переговоры с республиканцами о лимите национального долга, и Майк Дойл из Пенсильвании заявил, что «мы вели переговоры с террористами» и «небольшая группа террористов сделала невозможным любые бюджетные расходы». Под «небольшой группой» Дойл имел в виду Чайную партию, и присутствовавший на совещании вице-президент Джо Байден поддакнул, что «чайные республиканцы» вели себя, как террористы. Но куда любопытнее дальнейшее: как только об этом стало известно, арабская телестанция «Аль-Джазира» передала видеозапись заявления остающегося в живых вожака «Аль-Каиды» Аймана аль-Завахири, которого обидело то, что Байден назвал его группу террористами. «Я требую, — сказал аль-Завахири, чтобы вице-президент [США] немедленно взял назад свои оскорбительные слова». Сатирик Энди Боровиц немедленно ответил за Байдена, что тот никоим образом не хотел обидеть аль-каидовцев. «“Аль-Каида” и Чайная партия обе пытаются разрушить экономику США, — якобы сказал Джо Байден, — но, отдавая должное “Аль-Кaиде”, у Чайной партии это получается куда лучше». В каждой шутке есть доля правды, и эту репризу Боровица многие приняли за чистую монету.
Готовя себя к перевыборам, президент выставляет себя другом народа, надеясь, что в головах избирателей популизм возобладает над популярностью. При этом он то и дело повторяет, что хочет межпартийного мира и согласия, но ему трудно работать, когда оппозиционная партия ставит идеологию выше нужд страны. Обама фактически в обход Конгресса амнистировал несколько сотен тысяч нелегалов (реверанс избирателями-латиноамериканцам), а в последней речи перед обеими палатами Конгресса сообщил о продлении продленного срока выплат пособий по безработице (реверанс избирателям-афроамериканцам). Еще одной мощной армией сторонников Обамы остаются профсоюзы, и минувший День труда президент отметил в Детройте, увядшей столице американского автопрома. Перед президентом на торжественном митинге там выступил Джимми Хоффа, генеральный президент профсоюза, а дословно — «Международного братства синих воротничков», то есть рабочих-профессионалов.
Как иронически отметил обозреватель Рич Лури, в тот вечер Хоффу, наверное, оторвали от просмотра эпизодов телесериала «Семья Сопрано», герои которого общаются отнюдь не языком британских парламентариев времен королевы Виктории. Адвокат по образованию, Джимми Хоффа обратился к собравшимся с трибуны, которую вот-вот должен был украсить герб президента Соединенных Штатов, и, вопреки призывам Обамы к цивилизованности, они услышали стандартный набор дикарских оскорблений в адрес республиканцев. От своего генсека синие воротнички услышали, что Чайная партия объявила «войну рабочим», но организовавшись в профсоюз, они смогут дать достойный отпор. «Они хотят войны с нами, — бушевал с трибуны Джимми Хоффа, — но победителем станет только один!» Он заверил Барака Обаму, что «это ваша армия», и призвал профсоюзников голосовать за второй срок президента такими «цивилизованными» словами: «Так давайте выкинем этих сукиных сынов и вернем Америке ту Америку, которой мы принадлежим».
Скажи нечто хотя бы отдаленно похожее Сара Пэйлин или Мишель Бакман, наши левые СМИ во главе с телекомпанией MSNBC захлебнулись бы от круглосуточных обвинений махровых республиканок в призывах к массовым беспорядкам.
Но следом за Джимми Хоффа на трибуну поднялся Барак Обама и не укорил за разнузданность главу профсоюза ни словечком, а позже Белый дом также воздержался от комментариев. «Возможно, — снова иронизирует Рич Лури, — президент дал профсоюзам секретное разрешение не соблюдать его призыва к цивилизованности».
Впрочем, эти призывы не были искренними с самого начала. Смешать оппонентов-консерваторов с грязью и представить их врагами народа давно стало рабочей программой демократов. Вскоре после стрельбы в Аризоне избиратели-демократы в Мэдисоне, штат Висконсин, оскорбляли и поносили местных законодателей-республиканцев, даже угрожая им. Когда оправившаяся от раны в голову Габи Гиффордс вернулась в Вашингтон, чтобы принять участие в голосовании о лимите потолка госдолга, либералы снова вспомнили про стрелявшего в нее маньяка, и в адрес республиканцев посыпались такие словечки, как «террористы» и «захватчики заложников».
Красивые слова по-прежнему украшают речи Барака Обамы, но на практике ему и его политической опоре не до красивых слов. Изысканность манер хороша при полной тарелке, а не на уровне безработицы в 9,1%. Цивилизованным в сегодняшнем положении страны было бы признать, что обе партии искренне желают стране добра, но видят его по-разному, но перед выборами это немыслимо, и я не уверен, что республиканцы, будь они у власти в Белом доме, повели себя иначе. Возьмите предвыборный плакат, радиоклип или телеролик любой предвыборной кампании на любом уровне — и вы прочтете, услышите или увидите, что оппонент кандидата сущее исчадие ада и его победа погубит данную деревню, город, графство, город, штат или страну.
Все это так, но при Обаме такие инвективы приобрели характер необузданной распущенности. Удары под ложечку стали преподноситься как парламентское красноречие, и пока экономика не пойдет вверх, это не остановить, поскольку сейчас у президента только один шанс победить на выборах — представить оппонента еще неприемлемее для страны, чем он сам. А что до призыва к цивилизованности, так Бараку Обаме не привыкать отказываться от своих слов или, скорее, забывать о них.
В «Бесах» Достоевского есть нечто схожее по поводу «цивилизованности» отношений, когда революционеры решают убить одного из них. «Ваш счет велик, но… помиримтесь! — говорит Верховенский Ставрогину. — Слушайте, у меня в сапоге, как у Федьки, нож припасен, но я с вами помирюсь».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 4,38 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

2 комментариев к “Барак Обама как светоч цивилизации

  1. Alex, brilliantly said: “Изысканность манер хороша при полной тарелке, а не на уровне безработицы в 9,1%.” Our (my tongues wobbling) President is going to kill his presidency even he is a good speaker to so many with ears just hanging out. The darkness is too dark and it’s impossible just not to see it. But by all means we need to tell to humanity not to resemble the obvious.

  2. Два года назад, в начале своей карьеры, Barack Hussein Obama каждому и всякому обещал звезды с небес. Guantanamo должен был прекратить существовать восемь месяцев назад, война в Ираке должна была закончится три месяца назад. В этом месяце Бравый Барак собирался (год назад) провогласитъ независимую Палестину.
    Ну и взвалил же он, однако, груз обещаний на свои плечи, настоящий Титан! Может ли трезво мыслящий человек все и всем обещать?

    Древние греки ничего не имели против слабых физически рабов-носильщиков, которые переносили небольшое, но посильное количество грузов; Они, однако, наказывали носильщиков, которые взваливали себе на плечи непосильный груз и позднее сваливались с ног из-за тяжелой ноши. Они говорили, что у такого носильщика не слабые плечи, а человек просто слаб на голову и поэтому его надо учить кнутом.

Обсуждение закрыто.