Как правило, человек не способен трезво оценить и осознать свои недостатки. Но как тогда их исправлять?..
Бааль Шем Тов осознавал, чем грозит нежелание человека видеть в себе какие-либо дефекты. Он говорил, что Всевышний дал людям эффективный способ справиться с этим. «Мир – это зеркало, – утверждал Бааль Шем Тов. – Недостатки, которые мы видим в других людях, на самом деле – в нас. И нам остается осознать это»…
Однажды Бааль Шем Тов увидел человека, который нарушал шаббат. Следуя своему учению, он тщательно проанализировал собственное поведение, чтобы обнаружить, когда и как он нарушил законы субботы. Он был убежден, что не заметил бы этого, если бы сам не допустил какую-то ошибку.
Когда попытки самоанализа не увенчались успехом, он помолился, обращаясь к Всевышнему, чтобы Он помог ему найти допущенную оплошность. И ему открылось, что однажды он слышал, как человек нехорошо говорил об ученом Торы, и смолчал, не выступил в его защиту.
Поскольку «Зогар» (основополагающий каббалистический источник) говорит, что ученый Торы (талмид хахам) имеет святость субботы, поступок Бааль Шем Това был равноценен нарушению шаббата. Между активным нарушением субботы, совершением запрещенного действия, и пассивной ошибкой существует, разумеется, большая разница. И все же сам факт, что нарушение другого обнаружилось, свидетельствует: что-то не в порядке.
Как это понимать? Предположим, я иду по улице в субботу и замечаю машину, которую ведет еврей. Значит ли это, что сам я в какой-то момент нарушил законы шаббата? Разве я мог не заметить эту машину?
На этот вопрос есть два ответа.
Первый заключается в том, что Б-жественное провидение (ашгаха пратит – личная забота Творца о человеке, Его особое руководство) специально показало мне это нарушение, чтобы я осознал свое собственное. И такое объяснение имеет серьезное обоснование.
Если поставить на углу улицы десять человек и попросить их наблюдать за тем, что происходит, а потом спросить, что они видели, вы услышите десять разных историй. Хотя все смотрели на одну и ту же панораму улицы с одним и тем же намерением запомнить ее. Но внимание каждого сосредотачивалось на разных вещах. Один расскажет, что ремонтировали дом напротив, другой сообщит о проходящих машинах, третий заметит что-то в витрине магазина, и так далее. Ясно, что восприятие человека определяется его интересами.
Слова Писания: «Любовь покрывает все» (Мишлей, 10:12),- обычно воспринимают через призму общеизвестного афоризма: «Любовь слепа». Человек может не замечать дефектов своих любимых, а посторонним они очевидны. Это – неоспоримая истина. Так же верно и обратное: мы можем видеть только то, что по какой-то причине привлекает наше внимание.
Бааль Шем Тов утверждает: мы воспринимаем дефекты других, потому что тем или иным образом они напоминают наши дефекты…
Рав Дов Бер из Любавичей принимал хасидов и вдруг попросил габая (помощника) закрыть дверь и больше никого не впускать. Хасидам захотелось узнать, почему ребе вдруг понадобилось уединение. Они встали у двери и услышали, как ребе громко читает Теилим (Псалмы).
Позже ребе объяснил: если хасиды просят его руководства, чтобы сделать тшуву (раскаяться) в каком-то нарушении, он, согласно учению Бааль Шем Това, начинает чувствовать собственную вину. Открытие в своем поведении какого-либо, пусть самого незначительного, проступка помогает ему получить за него прощение.
«На этот раз я не мог его найти, – рассказал ребе. – Значит, я себя обманывал, где-то я скрывал от себя или не сознавал, что происходит. А это не давало мне возможности исправиться. Поэтому я стал интенсивно молиться и просить Всевышнего о помощи, чтобы открыть в себе дефект».
Только подумайте, насколько хорош был бы мир, если бы, увидев чей-то промах, мы тут же начинали искать, в чем провинились мы сами, и принимали бы меры, чтобы исправиться, улучшить себя – вместо того, чтобы критиковать других…