«Дар отдыха» сенатора Либермана

«Шесть дней недели я не расстаюсь со своим телефоном «Блэкберри», который соединяет меня с миром и помогает быть более продуктивным, — делится сенатор Джо Либерман, рассказывая о своей недавно вышедшей в свет книге «Дар отдыха». — Впрочем, эта набитая электроникой коробочка поглощает множество моей энергии и моего времени. И, конечно же, если бы не законы шаббата, то я не устоял бы перед соблазном и продолжил и в субботу принимать и посылать сообщения».
Однажды сенатор Либерман преподнес мне урок, отказавшись во время предвыборной кампании 1994 года участвовать в назначенных на субботу дебатах кандидатов на пост сенатора от штата Коннектикут. Несмотря на свой отказ нарушить шаббат — или, может быть, как раз благодаря этому — Джозеф Либерман был во второй раз избран сенатором США…
Вскоре после этого я ехал из Нью-Йорка в Балтимор на машине с двумя сыновьями, 10 и 8 лет. Мы уже въехали в Балтимор, когда попали в пробку. Приближалось время зажигания субботних свечей.
«Что же делать?» — напряженно думал я и, вспомнив историю сенатора Либермана, решил, что мне представилась возможность на деле показать моим детям, как нужно относиться к субботе. (Впрочем, главный урок заключался в том, что мы должны оставлять достаточно времени на дорогу.) Я съехал с шоссе и остановил машину. Дети спрятали ключ, и мы пошли пешком искать дом друзей, в котором моя семья и ученики нашей школы с волнением ожидали нашего прибытия. К счастью, вскоре мы нашли этот дом и прекрасно провели шаббат…
«Тем, кто привык семь дней в неделю пользоваться компьютерами, телефонами и автомобилями, может показаться, что соблюдение субботы — это бремя, ограничивающее их свободу действий, — пишет сенатор Либерман, повествуя о том, как соблюдение субботы вдохновляло его на протяжении напряженной политической карьеры. — Однако в действительности шаббат раскрепощает, дает возможность ощутить субботу днем отдыха. Гениальность законов шаббата заключается в том, что они помогают человеку освободиться от всех тревог и волнений и посвятить себя общению с Всевышним, друзьями и близкими. Ощутив однажды вкус шаббата, вы можете захотеть вкусить его вновь!»
«Некоторые думают, что спокойствие души является даром, с которым рождаются, или что это зависит от обстоятельств жизни, — пишет рав Зелиг Плискин в своей книге «Serenety» (c. 9). — В действительности ощущение спокойствия — это личный выбор человека».
Соблюдение шаббата — это не только запреты, но и упражнение веры, вдохновляющее и помогающее человеку обрести спокойствие души. Две халы на субботнем столе напоминают еврею о манне небесной, которая выпадала в Синайской пустыне каждый день, кроме субботы, ибо в пятницу выпадала двойная порция. Почему, напоминая об этом евреям, Моисей говорит, что Всевышний кормил их в пустыне манной, «чтобы смирить и испытать их» (Деварим, 8:16)? Слово смирить —
«йаанха» — означает дословно «причинить страдания». В чем же состояли страдания манны, которыми Всевышний испытывал евреев в пустыне?
Те, кто не обрели веры, не хотели или не умели полагаться на Всевышнего, находились в состоянии волнения и тревоги: «Что же мы будем завтра есть?» Дело в том, что манна выпадала только на один день. Тот, кто пытался запастись манной на завтра или на черный день, обнаруживал, что эта лишняя порция портилась, и он все равно оставался ни с чем. В пустыне евреи учились жить, радуясь сегодняшнему дню, веря в то, что Тот, Кто дал хлеб сегодня, даст его и завтра.
Человек может иметь прибыльный бизнес, большой дом, новую машину, но он и его семья будут страдать, если он будет постоянно находиться в состоянии тревоги, беспокоясь о том, что произойдет в случае его банкротства. Живя в реальном мире, мы должны прилагать усилия, чтобы заработать свой кусок хлеба, но урок Синайской пустыни и сегодня остается важным для нас. Делая усилия, мы все равно должны полагаться на Всевышнего и, обретя спокойствие души, радоваться каждому дню жизни.
Тора обязывает мужа радовать свою жену, являясь опорой семьи. Однако человек может радовать других, лишь если сам обрел радость, быть опорой для других, лишь если сам нашел опору в своей душе. Вдохновленный верой человек способен, преодолевая страх «черного дня», поделиться тем, что у него есть, с другими.
«Лишь тот, кто обрел спокойствие души, может по-настоящему любить окружающих людей!» — утверждал рав Йерухам Лейбовиц в «Даат хохма у-мусар» (2, 203).

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 4,33 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора