– В день 9 Ава я, к сожалению, должен быть на работе. Как правильно вести себя, чтобы соблюсти законы этого дня?
Сэм, Миннеаполис
– Отвечая всем, кого интересует этот вопрос, отмечу, что в этот день следует воспользоваться любой возможностью, чтобы освободиться от работы (взять выходной в счет отпуска или без сохранения содержания и т.п.).
В Талмуде, а также в Галахе (практический закон) сказано, что работа в этот день не приносит благословения. И вот почему.
Тиша бе-Ав (9 Ава) — день разрушения. Причем космического значения. Однако, насколько я понял, вы старались освободить себе этот день от работы, но не сумели. В таком случае надо учесть следующее:
1. В отличие от Йом Кипура, в день Тиша бе-Ав никакие виды работ не запрещены. Можно ездить, писать, говорить по телефону и т.п.
2. Пост надо выдержать, как определено в нашей традиции — от захода солнца в канун 9 Ава (в этом году 8 августа) и до появления звезд 9 августа (8.42 р.м).
3. Постарайтесь надеть не кожаную обувь (к примеру, спортивную).
4. Старайтесь не здороваться с людьми первыми. На приветствия других отвечайте нормально, но без излишних проявлений радости. При этом, конечно, нельзя обижать кого бы то ни было невниманием.
5. В зависимости от обстановки можно и даже нужно рассказать сотрудникам и коллегам о том, что Вы соблюдаете траур по Храму и Иерусалиму, раскрывая, тем самым евреям и неевреям, что наш народ всегда сохраняет связь с Иерусалимом.
Однако я не имею в виду, что Вам необходимо инициировать такой разговор. Речь идет о возможном возникновении такой ситуации, когда коллеги поинтересуются, почему Вы, скажем, не пьете и не едите.
6. Я бы рекомендовал встать пораньше и прочесть, кроме ежедневной утренней молитвы (если Вы ее читаете), еще книгу Эйха (Плач Иеремии) и несколько текстов, подходящих к этому дню.
Если Вы накладываете тфилин, сделайте это не утром, а когда вернетесь с работы (но до захода солнца). Впрочем, если Вы не уверены, что успеете вернуться до этого времени, наложите тфилин утром, после чтения текстов.
7. Если Ваша работа требует вечернего присутствия, начните поститься в установленное время, а книгу Эйха прочтите, вернувшись домой — поздно вечером или ночью.
Дома нужно сидеть на низком стуле или на ковре (можно постелить что-то на пол и сидеть на полу). На работе, естественно, так вести себя не надо. И не только из-за ощущения неловкости перед сотрудниками, но и потому, что на рабочем месте (если уж Вам необходимо присутствовать) надо работать, а не соблюдать траур.
Принимать участие в каком-либо увеселительном мероприятии не следует.
Утоление жажды в День траура
– 9 Ава нельзя пить вино. Что Вы скажете о пиве, ведь на улице так жарко?
Григорий, Израиль
То, что перед 9 Ава нельзя пить вино девять дней, связано не с содержанием алкоголя в вине, а с его внутренними свойствами.
На иврите вино — «яин». Числовое значение этого слова (гематрия) — 70. Это число символизирует постижение Торы.
Поясню: седьмой день Творения был целью предшествовавших шести дней. Цель эта — постижение Сути Всевышнего (Торы). Десять по отношению к единицам выражает более высокий уровень духовности. Так мы приходим к пониманию значения числа 70, внутренней духовной сути вина, обуславливающей запрет пить его перед 9 Ава. Ведь разрушение Храма символизирует нарушение процесса духовного постижения Его Сути.
Однако запрет распространяется лишь на напитки из винограда. А это не только виноградные вина, но и коньяк, шампанское, виноградный сок. Другие напитки, в том числе пиво, водку, ликер и т.п., употреблять в эти дни разрешается.
Что касается вина, то в субботу этот запрет снимается, что и понятно: ведь сама суббота — уже символ постижения Сути Всевышнего. Поэтому и запрещать пить в шаббат вино не надо. Кстати, поскольку Храм еще горел и 10 Ава, то от вина принято отказываться и в этот день.
Evrei.com
Рав Элиягу ЭССАС