События в Персии, произошедшие в IV веке до н. э. и описанные в Свитке Эстер, имеют непреходящее значение для последующих поколений. «Тот, кто читает Свиток Эстер, думая, что речь в нём идёт о событиях прошлого, не исполняет заповедь», – учит Талмуд.
В разные времена существовали евреи, считавшие, что если они станут похожими на другие народы, усвоив их стиль жизни и ценности, то ненависть к ним (евреям) исчезнет, и они будут жить в мире и гармонии с другими народами. В сущности, желающие избавиться от своего еврейства нередко обвиняют в наличии антисемитизма евреев, не желающих растворяться в нееврейской среде. Истина, однако, прямо противоположна, и вся еврейская история ясно свидетельствует об этом.
ДВЕ «СТРАННОСТИ» В ИСТОРИИ ПУРИМА
Человек, не знакомый с еврейской традицией, может обнаружить в истории Пурима две «странности», необъяснимые с точки зрения обычной светской логики.
Первая «странность» заключалась в поведении Мордехая, демонстративно не желавшего кланяться всемогущему персидскому премьер-министру, ярому ненавистнику евреев, Аману. Тем самым Мордехай нарушал указ царя, требовавшего от своих подданных при встрече с Аманом кланяться ему. Но если Мордехай не желал кланяться Аману, он мог бы просто избегать ситуаций, при которых их пути пересекались. Однако Мордехай намеренно ждал Амана, чтобы демонстративно не поклониться ему. Зачем он специально раздражал Амана? Ведь его поведение могло навлечь беду на евреев. Именно об этом и подумали многие ассимилированные евреи того времени.
Для того, чтобы объяснить, казалось бы, нелогичное поведение Мордехая, нужно вспомнить, что Свиток Эстер начинается с пира у царя Ахашвероша. Несмотря на предостережения Мордехая, в нём приняли участие евреи, которые, нарушив запрет Торы, угощались некошерной пищей (одно из объяснений смысла заповеди употребления кошерной пищи – предотвращение ассимиляции). Евреи кланялись стоявшему во дворце изваянию и веселились вместе со всеми. На пиру у царя участвовали представители всех народов империи. Причиной участия стала боязнь евреев выделиться и навлечь на себя гнев других народов. На самом же деле их, казалось бы, логичное поведение явилось отходом от Торы и привело к угрозе уничтожения еврейского народа. Ибо не бывает греха без последующего наказания. К его отмене может привести только чистосердечное раскаяние.
Мордехай понимал, что евреи должны будут понести тяжёлое наказание за участие в царском пире. Его намеренное провоцирование Амана было направлено на то, чтобы пробудить соплеменников, возвратить их на путь Торы и сохранить от ассимиляции. И когда над евреями нависла угроза уничтожения, они присоединились к призыву Мордехая – к трёхдневному посту и молитве.
Вторая «странность» заключалась в поведении евреев после возникновения страшной опасности, угрожавшей их существованию. Евреи внешне ничем не отличались от неевреев, населявших персидское царство. Документов, удостоверявших национальность или веру, в то время не было. Евреи могли легко раствориться среди других народов, и найти их для исполнения подготовленного Аманом указа царя об их уничтожении было бы сложно. Но вместо того, чтобы действовать в соответствии со здравым смыслом и попытаться раствориться среди других народов, евреи стали с большим рвением исполнять заповеди Всевышнего, собираться вместе (это могло способствовать их обнаружению) и молиться о спасении.
В возвращении евреев ко Всевышнему, в их искреннем раскаянии и молитве – причина их спасения от наказания за присутствие на пиру у Ахашвероша и за стремление к ассимиляции. Таким образом, две вышеуказанные «странности» на самом деле таковыми не являются, и описанное поведение евреев и их лидера Мордехая привели к спасению еврейского народа и его победе над врагами.
ВЫВОДЫ ИЗ УРОКОВ ПУРИМА
События Пурима учат нас тому, что отход евреев от соблюдения заповедей Торы и стремление к ассимиляции способствуют усилению ненависти к ним, что не раз приводило еврейский народ к трагедиям. Антисемитизм, таким образом, является, с одной стороны, наказанием евреев за отход от своих корней, а с другой – возможностью сохранить народ от ассимиляции.
В наше время во многих странах также сильны тенденции к ассимиляции. Политика правящих кругов Израиля, нацеленная на депортацию евреев из различных районов Земли Израиля, возможно, и кажется многим левым евреям логичной, однако она явно противоречит воле Всевышнего, повелевшего евреям заселять Эрец Исраэль. Создание в Газе и Северной Самарии зон, свободных от еврейского присутствия, – это не узкая проблема, решив которую Израиль приблизится к миру.
Политика отдачи территорий своему врагу в обмен на призрачный мир, по существу, является присутствием отошедших от Торы евреев на пиру у царя Ахашвероша.
Для того, чтобы предотвратить надвигающуюся Катастрофу, нам надо объявить пост и совершить молитву как в Земле Израиля, так и в странах галута и не допустить проведения размежевания с отдельными районами Эрец Исраэль и депортации евреев.