Спустя 56 лет после нападения Германии на бывший Советский Союз, ровно день в день, 22 июня 1997 года, в Бруклине состоялось открытие памятника жертвам Холокоста европейского еврейства в парке на Эммонс авеню, который сейчас называется Мемориальным парком. При открытии памятника на глазах у многих были слезы не только в связи с траурной церемонией, но и оттого, что на подиуме памятника на случайных местах прикреплены наклейки с надписями “Belarus” и “Moldova”.
Между тем, в этих двух странах нацистами были уничтожены миллион евреев (800 тысяч в Белоруссии и 200 тысяч в Молдавии), каждый шестой из погибших в Холокосте в годы Второй мировой войны.
Допущенная несправедливость явилась, конечно, не результатом злого умысла, а тем, что в Америке из-за “железного занавеса” не знали, что на самом деле происходило с нашими соплеменниками на оккупированной территории бывшего Советского Союза.
На подиуме памятника, наряду с Украиной, Россией, Литвой, Латвией и Эстонией, нашлось место для Болгарии, где фактически не было Холокоста, но не нашлось места для Беларуси и Молдовы.
В дальнейшем, под нажимом общественности, в стороне от центрального монумента департаментом парков Бруклина был установлен небольшой камень с надписью: “В память о погибших еврейских общинах Беларуси и Молдовы”. Подобный камень может поставить каждый своему родственнику, погибшему в Катастрофе. В самой надписи, высеченной на камне, допущена ошибка в тексте, т. к., по крайней мере, в Белоруссии еврейская община была уничтожена не только нацистами, а и советской властью в конце 30-х годов.
В 2003 г. в Минске издана брошюра профессора, доктора исторических наук Эммануила Иоффе “Иностранные евреи в Тростенецком лагере смерти”. На основании рассекреченных документов, в указанном концлагере под Минском, куда была подтянута железнодорожная ветка, по строгому расписанию приходили эшелоны с евреями из Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии, Франции, Польши и других стран Западной Европы, чьи названия высечены на памятнике. В июле месяце прибыл даже эшелон с евреями из концлагеря Дахау. Всего в Тростенецком лагере смерти были уничтожены около 80 тысяч иностранных евреев.
Летом прошлого года в Мемориальном парке состоялась встреча с руководителем департамента парков Бруклина, господином Джулиусом Спигелем и президентом комитета памяти жертв Холокоста, сыном прославленного командира партизанского отряда Робертом Бельским. Во встрече приняли участие Инна Ставицкая, Яков Гутман, Леонид Зубарев, Давид Стародинский и я.
Нами предлагались разные варианты исправления допущенной ошибки — написать на свободном месте подиума памятника две пропущенные страны, каждое слово состоит из семи букв: “Belarus” и “Moldova”, ничего при этом не ломая и не нарушая в хорошо исполненной композиции памятника.
Ответственные представители нашей комьюнити явно были озабочены, и после встречи, отойдя в сторонку, несмотря на дождь, долго совещались, хотя предложение по любому из вариантов на усмотрение автора проекта позволяет простым способом решить годами наболевшую проблему и тем самым восстановить справедливость.
Бумажные наклейки, прикрепленные к памятнику, как и обещания, данные при его открытии, давно смыты первым же дождем.
Но осталась память, которая больно стучит в наши немолодые сердца: “Помните, вы могли стать такой же пылью, как и мы, но вам выпала лучшая доля!”
21 октября 1943 г. были уничтожены последние 2000 узников стотысячного Минского гетто, и вся Белоруссия стала Judenfrei! В живых остались только те, кто скрывался или сражался с фашистами в партизанских отрядах. Таких было более 30 тысяч человек.
В октябре месяце прошлого года в синагоге на 6-м Брайтоне состоялся митинг-реквием, посвященный 60-й годовщине трагедии и героизма белорусского еврейства, на котором присутствовали более 300 человек. Тема забвения звучала среди собравшихся узников, переживших Холокост и потерявших Надежду на восстановление Справедливости.
При встрече с Адель Коэн в ее офисе на Ocean Parkway ею было дано обещание помочь решить наболевшую проблему. Однако время показало, что одно дело давать обещание, а другое — его выполнять.
Антисемит Дэвид Ирвинг “утверждает”, что “Холокост — это еврейская выдумка”. Но можно ли что-то требовать от английского историка, если сами евреи проявляют беспамятство по отношению к миллиону своих соплеменников?