После чудесного перехода через Красное море и гибели врагов еврейский народ воспел Б-гу песнь благодарности и славы:
«Вот мой Б-г, и прославлю его» (Шмот, 15:2).
В Талмуде (Шабат) говорится в связи с этим стихом: «Когда вы исполняете мицвот hашема, прославляйте мицву.” Рамбам пишет: «Когда вы даете еду голодному, давайте ему самую вкусную, самую сладкую еду. Когда даете нуждающемуся одежду, давайте ему лучшие одежды».
К рабби Залману Бер Бамбергеру, раву Вюрцбурга, когда он читал лекцию по Талмуду, вошел бедняк и сказал, что ему нужны ботинки. Рав Бамбергер прервал свою лекцию и принес ему пару собственных ботинок. Один из его учеников заметил, что это были недавно купленные, лучшие ботинки рава. «Почему вы ему не дали свои старые ботинки?» – спросил ученик.
«У этого бедняка уже были старые рваные ботинки, я хотел дать ему только самые хорошие», – ответил рав.
«В доброте своей Ты вел народ, который освободил, и мощью своей направил к Твоей святой обители» (Шмот, 15:13).
В Тана дебей Элияhу сказано, что в Египте евреи собрались и заключили договор: будут делать друг другу хесед, соблюдая союз Авраама, Ицхака и Яакова; будут служить одному Небесному Отцу и не откажутся от языка своего отца Яакова. В то время еврейский народ пытался спастись от жестоких указов фараона. И в условиях рабства евреи решили делать друг другу хесед, надеясь, что в заслугу этого добра Всевышний тоже сделает им хесед и освободит их от страшных преследований. Как мы знаем, этот хесед действительно привел к их спасению. Хофец Хаим добавляет, что это урок на все времена, для всех поколений. Делая хесед, мы приближаем окончательное ибавление (Ahaвam хесед).
«Сказал Моше Йеhошуа: выбери нам людей, и выйдут сразиться с Амалеком» (Шмот, 17:9).
Раши комментирует слова: «Выбери нам», то есть для меня и тебя. Моше здесь сравнивает себя со своим слугой и учеником Йеhошуа. Посему мудрецы учат: «Пусть честь ученика будет для тебя так же дорога, как твоя честь».
Когда дети рабби Акивы Эгера готовили к изданию его респонсы (ответы на hалахические вопросы), рабби Эгер написал им: «Среди моих ответов вы найдете много посланных тем людям, которые прежде учились в моей иешиве. Пожалуйста, не называйте их моими учениками, потому что я сам их так никогда не называл. Откуда я знаю, кто у кого больше учится?»
К Хазон Ишу пришел однажды учитель и спросил его, стоит ли ему поменять свою профессию на огранщика алмазов.
«А разве сейчас ты не огранщик алмазов?» – спросил Хазон Иш.
Если ученики не понимают, чему их учит учитель, он не должен на них за это сердиться. Он просто должен повторять материал снова и снова, пока они не поймут (Рамбам, hилхот Талмуд Тора).
Ученик не должен говорить: «Я понимаю», пока он действительно не поймет. Он должен просить повторить снова и снова, пока ему не станет ясно.
У рабби Преды был ученик, которому приходилось повторять все по четыреста раз, пока тот наконец понимал. Один раз, когда они занимались с этим учеником, кто-то прервал рабби Преду и позвал пойти с ним выполнить мицву.
Рабби Преда закончил обычные четыреста раз, но ученик все еще не понял. «Что случилось сегодня?» – спросил рабби Преда.
«С того момента, когда этот человек позвал тебя пойти с ним выполнить мицву, я уже не мог сосредоточиться на том, чему ты учил меня, – ответил ученик. – Я все время думал: вдруг ты уйдешь прямо сейчас».
Тогда рабби Преда повторил урок еще четыреста раз, и за это Б-г даровал ему исключительно долгую жизнь, и все его поколение удостоилось олам hаба (грядущего мира).
Учитель должен быть искренне заинтересован не только в усвоении преподаваемого им материала, но и в самом ученике, в его благополучии. Учитель должен быть справедлив, признавать свои ошибки. Он не может давать обещания, которые не в состоянии выполнить. Недостойно отпускать саркастические замечания в адрес учеников.
Учитель должен постоянно учиться.
До сих пор мы говорили о том, как должен себя вести учитель по отношению к ученику.
Зелиг Плискин «Если хочешь жить достойно»
Перевод Гедальи Спинаделя