В конце октября 2004 года в Москве состоялся съезд Федерации еврейских общин России (ФЕОР). К съезду с посланием обратился президент страны, а главный раввин России Берл Лазар был удостоен встречи с ним. Печально сознавать, что, когда в СССР до Второй мировой войны существовала трехмиллионная еврейская община, – никаких национальных съездов и других торжественных мероприятий не проводилось. Теперь в России, когда по переписи 2002 года осталось менее одной десятой довоенного их количества, развивается бурная деятельность, которая смахивает на бурю в стакане воды, на шоу, которое нужно больше функционерам, возглавляющим общину, и имиджу страны, чем оставшимся в ней евреям.
Интересные данные приводит журнал «Jewish Statistics»:
«В результате последней переписи, в России проживают менее четверти миллиона евреев, в то время как только число активистов еврейских общин превышает 300 тысяч. Свыше 30% детей, обучающихся в еврейских школах, записаны в метриках «русскими».
Президента России трудно заподозрить в антисемитизме. Его бывшую службу в КГБ не следует считать пороком: в эту «контору» дураков не брали. Андропов возглавлял КГБ, но среди старцев Политбюро считался либералом и был не худшим руководителем страны. Джордж Буш (старший) возглавлял силовое ведомство и стал президентом США.
Но вот послание Путина съезду ФЕОР свидетельствует о том, что он не читал труда своего духовного наставника Солженицына.
Судите сами. Вот часть текста его послания: «Деятельность вашей Федерации способствует … сохранению вековых традиций взаимного уважения, добрососедства и терпимости». Какие вековые традиции имеются в виду: угнетение, черта оседлости, погромы или, быть может, Холокост, который готовил Сталин?
На наш взгляд, логичнее было бы начать послание словами: «Моей деятельностью, как президента России…, а не «Деятельностью вашей Федерации…». Так что Берлу Лазару нет оснований носиться с этим посланием, как с иконой. Особой любви от России к евреям и к Израилю ожидать не приходится, кстати, как и от многих других стран.
Посмотрим правде в глаза. Не все евреи покинули СССР (СНГ) по идейным соображениям. Но с уверенностью можно заявить: покинувшие страну по идейным соображениям репатриировались в Израиль. Те, кто по разным соображениям остались в России, попрощались или готовы попрощаться с еврейством. Исключением являются одинокие, пожилые, немощные и др. категории людей, не порвавшие с еврейством, но считающие свой выезд невозможным или нецелесообразным. Эти люди, безусловно, нуждаются в помощи международных еврейских организаций и др. спонсоров. Им меньше всего нужны разные конъюнктурные организации и мероприятия.
Вожди ФЕОР не согласны с результатами переписи 2002 года. Генералы всегда заинтересованы в больших армиях. Руководитель департамента общественных связей ФЕОР Борис Горин заявил, что данные переписи не соответствуют действительности, что евреев в России в шесть раз больше, и что ФЕОР планирует провести собственную перепись, с составлением родословной и специальных общинных книг.
Интересно, что сразу после этого заявления всполошились «потенциальные» евреи. По ТВ показывали выступление артиста Ярмольника и депутата Думы «скомороха» Жириновского, которые высказали свой протест против этой затеи. Они не желают, чтобы кто-то копался в их происхождении. Думается, этому не возрадуются и такие деятели, как Боровой, Гайдар, Кириенко, Козырев, Немцов, Примаков, Чубайс, Явлинский и другие, которых ФЕОР собирается тащить за уши в свою компанию.
Не трогайте их, функционеры из ФЕОР. Не следует портить им биографию. Дайте возможность спокойно мимикрировать. В. Жаботинский сказал: «В лице тех, кого мы теряем, мы никого не теряем».
Михаэль Фрэейнд в газете «Джерусалем Пост» писал: «Европейское еврейство медленно, но верно исчезает с лица земли прямо у нас на глазах», – и он это подтверждает неопровержимыми цифрами. Вряд ли этой участи могут избежать Россия, Украина, Белоруссия, страны диаспоры.
Устои еврейской общины разрушаются ассимиляцией, смешанными браками, низким уровнем рождаемости, старением поколения. К примеру, в Украине на одного рожденного у евреев приходится десять смертей. Как это ни парадоксально, но немалую роль в процессе играет обретенная евреями свобода и достаток.
Даже в США, где существует самая большая процветающая еврейская община, смешанные браки составляют более 60%, а количественно, по сравнению с довоенным уровнем, она уменьшилась, несмотря на миллионы иммигрантов-евреев, прибывших в страну за этот период.
Ученые утверждают, что количество особей в любой популяции животных имеет предел, ниже которого прекращается воспроизводство и начинается её убывание.
Не знаю, распространяется ли это положение на человеческую общность. Но то, что в бочке с солеными огурцами не может сохраниться малосольный огурец, сомнений не вызывает.
Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон и другие руководители страны неоднократно заявляли, что страна нуждается ещё в миллионе олим. Между тем, международные еврейские организации, такие, как Сохнут, Джойнт и др. активно действуют в противоположном направлении, всячески укрепляют общины в диаспоре. В результате этого алия практически прекратилась, а ФЕОР горд тем, что тысячи молодых евреев возвращаются из Израиля в Россию.
Многие идеологи иудаизма утверждают необходимость рассеяния евреев их предназначением как посланцев Б-га – сеятелей вечных истин среди других народов. Вот что по этому поводу пишет израильтянин А. Иошуа в «Голосе писателя»: «Кое-кто говорит, что наличие многих «домов» повышает шансы евреев на выживание. На наш взгляд, народ, гостивший во многих чужих домах и не заботившийся о своем собственном, не может рассчитывать на безопасность». И ещё: «Куда проще болтать о еврейских ценностях и о сохранении еврейства, чем объяснять столь долгое существование галута».
И не все, что пишет Солженицын, является злобной клеветой. «Рассеяние евреев не только печальный рок, но и добровольный поиск. Не только оплаканная беда, но и, может быть, средство облегчения жизни?» Евреи Алжира предпочли Францию Израилю. Евреи Ирана бежали от аятолл тоже не в Израиль. Хорошо жаловаться на антисемитизм, проживая в стране с высоким уровнем жизни.
Стремление определенных кругов возродить еврейскую жизнь в диаспоре известный писатель Григорий Канович упредил риторическим вопросом: «Стоит ли высевать семена на асфальте?»
Вульф ЧЕЧИК, Нью-Йорк