Будучи хмельничанином, я с большим интересом прочитал в NN№ 647 и 650 «Еврейского Мира» статью И. Хацкевича и заметку Евы Лоздерник-Бейдер. Речь в них шла о хмельничанине Исааке Пресайзене, который на пятый день войны, почти одновременно с Николаем Гастелло, совершил подвиг, который впоследствии получил название «Огненный таран Гастелло». Но Николай Гастелло получил звание Героя, а Пресайзен – нет, хотя был представлен к этому званию по всей форме. Можно понять сбой в прохождении представления в первые месяцы войны. Но вот послевоенная волокита представляет собой образец чиновничьего бездушия и антисемитизма. Исаак Пресайзен по праву должен был быть рядом с двумя другими евреями – хмельничанами Героями Советского Союза Лазарем Паперным и Владимиром Вайсером, удостоенными этого звания посмертно.
Ева Лоздерник-Бейдер дополнила статью И. Хацкевича своими воспоминаниями, в частности, о посещении Моше Пресайзена, старшего брата героя, в Израиле в 1995м году. Тот продолжал бороться за восстановление справедливости по отношению к своему брату. Из заметки вытекает, что в 1995 году Моше еще не знал, что в г. Хмельницком, родном городе Пресайзенов, одной из улиц присвоено имя Исаака Пресайзена. В последний раз я был в Хмельницком в начале 1994 г. и видел на домах табличку «Улица И. Пресайзена». Авторы материалов в «ЕМ», очевидно, не знают об этом факте.
Так что земляки увековечили память Героя и в какой-то мере восстановили справедливость. Надеюсь, что Моше Пресайзен к моменту своей кончины в 2000 году уже знал об этом.