Несколько последних лет «локатор» заключенных на сайте федерального бюро тюрем США давал однотипный ответ, что з\\к «Вячеслав Кириллов Иваньков, регистрационный номер 30219; возраст (сейчас) — 64 года; раса — белый; пол – мужской», содержится в тюрьме штата Пенсильвания по почтовому адресу Allenwood USP, P.O.Box 3500, White Deer, White Deer, PA 17887. «Дата предполагаемого освобождения, – отмечалось в «локаторе» — 12 июля 2004 года.”
Утром 13 июля эти данные в компьютере еще значились, но к вечеру их сменила краткая табличка уже без адреса тюрьмы и с пометкой, что «з\\к N№ 30219-048 Вячеслав Кириллов Иваньков освобожден 7\\13\\04».
Вячеслав Иваньков по кличке Слава Япончик провел за американскими решетками 9 лет 1 месяц и 5 дней. Арестованный с группой сообщников 8 июня 1995 года, он был признан виновным в попытке вымогательства 3,5 млн. долларов у двух россиян, в прошлом связанных с московским банком «Чара», а также в обмане иммиграционных властей путем фиктивного брака на гражданке США, тоже бывшей советской выпечки. Потерпевшие от него бизнесмены Волков и Волошин оказались теми еще жуликами и, судя по материалам дела, завладели деньгами вкладчиков «Чары», но это в России, а в Америке они стали свидетелями обвинения, обласканными и оплаченными федеральной прокуратурой. Иванькову же влепили 9 лет и 7 месяцев лишения свободы, и с учетом «скощухи» за хорошее поведение он мог выйти 10 месяцев назад, но до «звонка», то есть конца назначенного срока день в день, тоже не дотянул полгода, то есть вел себя в тюрьме плохо, но не совсем.
Остаться в США после освобождения Иваньков не мог, так как, во-первых, обманул иммиграционные власти, а во-вторых, как иммигрант совершил тяжкое уголовное преступление. Из федеральной тюрьмы у него было два выхода: в иммиграционную тюрьму или в самолет рейсом «Нью-Йорк-Москва». Если бы Иваньков категорически отказался возвращаться в Россию, его бы перевели из одной тюрьмы в другую и держали там, пока найдется третья страна, согласная его принять. Родина, которую он не раз поминал разными словами, ждала его перспективой очередной отсидки. Несколько лет назад московская городская прокуратура заочно предъявила Вячеславу Иванькову обвинение в убийстве двух граждан Турции. Как утверждает обвинение, в январе 1992 года Япончик и еще один вор в законе Вячеслав Слива в гардеробе ресторана «Фидан» в Москве стреляли в трех отобедавших там граждан Турции. По данным прокуратуры, стрелял Иваньков, которому не понравилось, что гардеробщик обслуживал сначала турков. С тех пор прошло больше 14 лет, Слива умер от рака, гардеробщика тоже нет в живых, а пострадавший турок вряд ли приедет в Россию и согласится стать свидетелем обвинения. Короче, у адвоката Александра Добровинского, который представляет интересы Иванькова, есть веские основания надеяться на то, что в суде это дело рассыплется.
Тем не менее, в июне 2004 года генеральная прокуратура России направила в США запрос о выдаче Иванькова, и власти США приняли решение о его экстрадиции в Россию. Договора о взаимной экстрадиции преступников и подозреваемых в преступлениях между Москвой и Вашингтоном нет, но наши власти без колебаний согласились выдать Япончика, и сам он, видимо, не возражал. Из Алленвуда его освободили во вторник днем и той же ночью спецрейсом отправили из аэропорта Кеннеди в аэропорт Шереметьево. Вместе с Иваньковым под конвоем наших федеральных «маршалов» и прибывших им на подмогу российских сотрудников ГУИН (Главного управления исполнения наказаний, ведающего охраной зеков) летели еще шестеро россиян, отбывших сроки наказания в американских тюрьмах. В российских СМИ появились сообщения, что для этого им был предоставлен транспортный самолет ВВС США, но, скорее всего, это был «воздушный воронок» федеральной маршальской службы, в которых наших зеков развозят по тюрьмам. Впрочем, не исключено, что «воздушные воронки» не рассчитаны на трансокеанские рейсы, и Япончику предоставили военный «Геркулес» С-130.
В московском аэропорту Шереметьево-2 Япончика мигом пересадили из американского самолета в бронированный микроавтобус. Этапирование из аэропорта в тюрьму обеспечивало специальное подразделение министерства юстиции России и несколько десятков милиционеров в штатском. Чтобы обмануть собравшихся в Шереметьеве журналистов, со взлетного поля сначала выехала ложная колонна — два микроавтобуса «Шевроле», в окнах которых были видны спецназовцы в масках. Основная колонна выехала через десять минут и доставила Япончика в следственный изолятор «Матросская тишина», где его поместили в корпус для почетных гостей, одну из камер которого занимает олигарх Михаил Ходорковский. Там, по крайней мере, Иванькова будут правильно величать по имени-отчеству, а то тоже выдумали — «Вячеслав Кириллов», как при царе Горохе времен крепостного права. Но думается мне, что в «Матросской тишине» Вячеслав Кириллович не засидится.