Истории про иммиграцию первой волны гласят, что в 20-е годы прошлого века за рулем парижских такси сидели исключительно бывшие белогвардейцы из российских дворян. Вторая, послевоенная волна русской иммиграции состояла из перемещенных лиц, в основном мастеровых и земледельцев, и в такси почти не шла. Зато третья, так называемая брежневская иммиграция, прославила себя в США тем, что врачи и писатели, художники и адвокаты, физики и лирики садились за руль «желтых кэбов», зарабатывая на жизнь до устройства по основной профессии.
Некоторые оставались за этим рулем, со временем став владельцами целых таксопарков. Некоторые так никем и не стали.
Сегодня в Нью-Йорке «русских» таксистов совсем немного, а коренных, то есть рожденных здесь американцев и того меньше. Сегодня за рулем такси редко встретишь белого, но и черных не густо. Согласно только что опубликованному отчету городской Комиссии такси и лимузинов, в США родился только один из каждых десяти водителей «желтых кэбов». В такси, кар-сервисах и других видах наемного шоферского труда работают почти 89% иностранцев, хотя в 1980 году их было всего 38%.
Автор отчета Брюс Шаллер говорит, что для иммигрантов с навыком вождения и слабым знанием английского языка работа в такси становится все привлекательнее, «тогда как у работников, рожденных в США, есть очень много других вариантов трудоустройства». Шаллер мог бы добавить, что иммигрантов из Пакистана, Бангладеш, Индии и Гаити, которые сегодня верховодят за рулем такси, становится все больше, а зарабатывает таксист все меньше. Коренные американцы-таксисты встречаются почти так же редко, как легендарные таксомоторы «Чекер» 50-х годов – но все же встречаются.
62-летнего бухгалтера Ирвина Фегенбаума в ноябре прошлого года уволили. 12 лет назад Ирвин получил водительские права таксиста – и сегодня снова сел за руль. «Пока не найду работу получше, буду крутить баранку», — говорит Фегенбаум, который родился в Бронксе, а сейчас живет в графстве Рокленд.
В отчете Брюса Шаллера наиболее активной этнической группой таксистов считаются иммигранты из Бангладеш – среди тех, кто с 2002 по 2004 год приобрели «медальоны», бангладешцев 18,3%, а в 1984 году их был всего 1%. Иммигранты из Пакистана, Бангладеш и Индии составляют почти 25% водителей с правами Комиссии такси и лимузинов. Почти 20% таксистов приехали из Доминиканской республики и Гаити. «Группы иммигрантов концентрируются в определенных профессиях, что объяснимо семейными связями и молвой, — считает Брюс Шаллер. – Корейцы работают в овощных магазинах, а приехавшие из Южной Азии идут в такси. Некоторые процветают и протягивают руку помощи новоприбывшим соотечественникам». Добрый человек Брюс Шаллер, таких в его комиссии немного.