Совсем недавно в большинстве стран мира отмечали десятую годовщину со дня смерти седьмого Любавичского Ребе – Менахема-Менделя Шнеерсона. К сожалению, за рамками тех публикаций, которые мне удалось прочитать, осталась выдающаяся роль Ребе в возрождении еврейской жизни в бывшем СССР.
Посланцы Ребе первыми приехали в Минск, где я имел честь быть в 1989-90 годах председателем единственной в то время в Беларуси еврейской религиозной общины. Они во многом помогли сделать правильные шаги в возрождении еврейской жизни.
Первые ласточки Ребе — молодые люди, которые буквально сутками работали над организацией еврейских праздников, создавали летние лагеря для еврейских детей, заботились о престарелых. Для большинства из нас, отлученных от еврейской культуры и религии, языка и обычаев нашего народа, в течение трех поколений не смевших даже думать об этом, деятельность посланников Ребе была потрясающим откровением, примером служения своему народу. Думаю, что все, кто в начале 90-х участвовал в еврейском движении, могут подтвердить, что такая же ситуация имела место и в других городах.
Для меня важнейшим из того, что было сделано Ребе для советских евреев, является его роль в спасении многих тысяч еврейских детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Осенью 1989 года, три года спустя после ужасной катастрофы в Чернобыле, жители Беларуси получили первую официальную информацию о результатах аварии. Была опубликована так называемая «грибная карта». На ней указаны районы, где можно собирать грибы, где это было допустимо только при последующем контроле уровня радиации в дарах леса, и те районы Беларуси, где сбор грибов и ягод был запрещен. В конце апреля этого года в ООН показан документальный фильм «Сердце Чернобыля». В дикторском тексте прозвучало, что уровень загрязнения радиоактивным стронцием и цезием в Гомеле и сейчас выше нормы в сорок раз.
Тогда в 1989 стало очевидным, что необходимо спасать людей, и, в первую очередь детей. Как это всегда бывает в тяжелых ситуациях, евреи стали искать помощи у своих братьев. На Первом съезде еврейских организаций и общин СССР в Москве, который проходил в декабре 1989 года, еврейская религиозная община Минска демонстрировала специальный стенд о последствиях чернобыльской аварии для Белоруссии. На этом же съезде я предложил руководителю Сохнута Симхе Диницу вывезти детей из Белоруссии в Израиль.
С. Диниц не поверил в возможность реализации такой идеи. И действительно, в то время невозможно было поверить, что советское правительство даст разрешение на это. Мне показалось, что больше всего Диниц не мог поверить, что еврейская мама из белорусского Полесья отпустит своего ребенка в Израиль.
После отказа руководителя Сохнута надо было искать другие пути спасения детей. Раввины Рабинович (Израиль) и Гольдшмит (Швейцария), работавшие тогда в московской иешиве в Кунцево, помогли установить контакт с Артуром Коэном, почетным секретарем голландской организации «Hoax Арк», который, в свою очередь, привлек к проекту спасения детей ХАБАД. В мае 1990 года я прилетел в Нью-Йорк, чтобы обсудить вопросы, связанные с реализацией проекта. Возможно, я был одним из первых руководителей еврейских организаций СССР, встретившихся с Ребе.
Перед отлетом из Минска заместитель председателя Совета министров Белоруссии г-н Кичкайло передал мне обращение правительства республики к еврейским организациям США с просьбой о помощи. Этот документ был у меня в папке с собой. После того как меня представили Ребе и я вручил ему наш скромный подарок — книгу о Минске, Ребе сказал: «Вам необходимо работать с правительством. Все будет хорошо». От растерянности я даже забыл, что обращение правительства у меня с собой. Только выйдя от Ребе, вспомнил об этом документе. Откуда он знал о нем, для меня навсегда останется загадкой.
Действительно, все было хорошо, как и предсказывал Ребе. 192 ребенка в возрасте от 6 до 16 лет и 20 сопровождающих педагогов и студентов педагогических вузов из белорусских городов Мозыря и Гомеля (соответственно 50 и 100 километров от Чернобыля) 2 августа 1990 года прилетели в Израиль. ХАБАД проделал поистине титаническую работу для того, чтобы эта поездка состоялась.
Возможно, среди читателей «Еврейского Мира» есть те, кто был в этой группе, или члены их семей. В следующем году исполняется пятнадцать лет этому событию.
В день прилета в Израиль еврейских детей из Белоруссии Ирак захватил Кувейт, и, конечно, родители были очень обеспокоены. Заявление Ребе о том, что захват Кувейта не грозит Израилю, в какой-то степени успокоило родителей, ибо вера в его мудрое слово была безграничной даже на нашей бесконечно обманываемой и погрязшей во лжи родине.
Прилет детей белорусских евреев в Израиль явился большим событием для всего нашего народа. Стало ясно, что мы можем привозить в еврейское государство детей, воспитывать их на основах еврейской культуры, религии, обычаев. В кнессете в свое время была представлена почтовая марка, посвященная прилету первой группы детей.
За минувшие годы многие организации подготовили различные программы для детей советских евреев. Тысячи детей и подростков из бывшего СССР приобщились к древнейшей культуре. Величайшая заслуга Ребе в том и состоит, что именно он своим авторитетом и энергией открыл пути к духовному возрождению советского еврейства. Еврейские души возвращаются в родной дом, в лоно религии и культуры.
Слишком долго мы работали на чужих полях, возделывали чужие виноградники. Пора идти в свой дом, на своей земле выращивать виноград.
Из того первого моего приезда в США запомнился разговор с одним из посланцев Ребе, который работал в Минске. Его отец пригласил меня в Шаббат в семью. Выяснилось, что корни этой семьи из Докшиц — одного из многих еврейских местечек Белоруссии. Когда я, по советской привычке, спросил, сколько он зарабатывает, Ехиел, посланец Ребе, ответил: «Слава Б-гу, достаточно, чтобы достойно жить самим и помогать бедным». Я получил урок нравственности, который запомнится навсегда.
Лично для меня все, что связано с Ребе, находится в ореоле яркого света Б-жественной и человеческой доброты, мудрости, когда один человек сумел просто и вроде бы без напряжения решить проблемы, над которыми безуспешно бились сотни политиков и правительственных чиновников разных стран.
Это только одна из граней служения Ребе народу. Если собрать их все вместе, получится огромный, светящий на все времена алмаз.