Выросшие на российском фольклоре хорошо помнят новозаветную цитату: «легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому в царство небесное». С верблюдами я, как беэр-шевский житель, контакты имел: 15 лет назад бедуинские караванчики проходили у городской окраины. Но верблюда, пролезавшего в игольное ушко, ни разу не лицезрел! Что же касается богатства… Разбогатею, расскажу.
Шах, отталкиваясь от первого пасука главы («И взял Корах…»), исследует анатомию кораховского бунта. Начиная с любопытных гематрий. Первое слова «ваиках» (и взял) можно разделить на два: «вай» (горестное восклицание) и «ках». Гематрия «ках» равна гематрии «геином», ад. «Ад закричал своему правителю: забери их (Кораха и соратников) из мира!». Изречение притчей царя Шломо: «Полагающийся на богатство упадёт». Удивительным образом полная гематрия «и взял» оказывается одинаковой с «он полагался на (своё) богатство!»
Как Корах разбогател? Ведь он был левитом, а этому колену объявил Создатель: «Я твой надел!». Левиты не получат области в Стране Израиля, за причитающимися им долями урожая станут обходить гумна и виноградники, неся людям Б-жественное учение, которому посвящают большую часть жизни. Согласно мидрашу, именно в этом цель сложной системы пропитания народом Израиля своих священников и учителей.
Только левиты не были в египетском рабстве. Они не попались в ловушку, с самого начала отказались от призывов и посулов фараона. Зато не причиталась им и «компенсация за страдания и труд», которую получили остальные. «Выпросит каждый у близкого к себе (египтянина)…» Для левитов это было бы не компенсацией, а обыкновенным воровством! А когда египетская армия утонула в Красном море, и на берег выбросило драгоценности, коими была обвешана царская гвардия, левиты ими пренебрегли. Они настолько увлеклись картиной раскрывшихся духовных миров, что земное золото оказалось не важнее речного песка. В общем, это колено состояло из одухотворённых бедняков. И потому не приносило дары при освящении Храма – ну не было у них ни «золотой кропильницы», ни «серебряного блюда в 130 шекелей весом»!
А Корах позавидовал. Он видел изобилие ценностей в домах евреев, и в сердце его закралась страсть к обогащению. И тогда, говорит Шах, «Творец открыл ему спрятанное сокровище – ведь «путём, которым жаждет идти человек, ведут его небеса». Корах стал невероятно богат. Но поскольку был он ещё и чрезвычайно умён, то понимал разницу между своим богатством и богатством Моше и Аарона. Моше Создатель позволил взять осколки от первых разбитых сапфировых скрижалей. А Аарона обогатили левиты, принеся ему лучшее из своего имущества. Первосвященник должен быть богатым, ни от кого не зависеть и иметь средства для поддержания внешнего благолепия: ведь он «лицо Торы»!
Корах беспокоился, понимая, что не имел права оставлять себе всё найденное. И тогда он придумал план дискредитации царской и священнической власти (Моше и Аарона). План, кстати, жутко ушлый. Согласно мидрашу, Корах задал два вопроса: «Нужна ли мезуза, на которой записан отрывок из Торы, в доме, полном свитков Торы? Нужна ли, помимо белых, голубая нить на совершенно голубом талите (молитвенной накидке)?» Получив, естественно, утвердительные ответы – ведь таковы прямо сформулированные заповеди Торы – начал насмехаться.
Поясняет Шах, что талит символизирует царство. Как он укрывает и освящает тело, так возглавляемая царём духовная и социальная системы должны «укрывать», оберегать и поддерживать человека. А символика мезузы – коэнство, священство. Коэны всем видны у входа в Храм, охраняют и освящают его своей работой – и мезуза бережёт и освящает еврейский дом.
На деле Корах, разглагольствуя о демократии и о том, что «перед Б-гом все равны», рассчитывал сам достичь коэнского и царского отличия. Как многие «народные защитники и вожди» в будущем… А подбило его на бунт и гибель… нет, не богатство. Страсть к богатству! Если жажда к материальному изобилию начинает доминировать в сознании человека, он глупеет. Неужели иначе умница Корах не догадался бы, что Создатель не поддержит его притязаний против Им же выбранных руководителя и первосвященника?
Это о «богатстве, используемом во вред его обладателю». Есть и другие примеры. Рабби Йегуда а-наси, которого мы поныне называем «наш святой учитель», был сказочно богат. Но в последнюю минуту жизни он поклялся перед Б-гом, что ни крупицы из своего состояния не использовал для личных удовольствий! А рав Аши, организовавший работу по созданию Вавилонского Талмуда, 40 лет на свои деньги содержал центральную иешиву Вавилонии. Просто они, как левиты на берегу Красного моря, больше смотрели на небеса, чем под ноги. И потому знали, как достойно обращаться с «речным песком».