«Когда мой бизнес потерпел банкротство, у меня оставалась небольшая сумма денег, и я решил пожертвовать последнее нуждающимся», — рассказывал мне Йерахмиэль Мильштейн — сегодня один из самых популярных лекторов по иудаизму в Америке…
Зачем отдавать последнее? – спросите вы. Действительно, по закону человек не должен этого делать, чтобы самому не стать «получателем подаяний». И все же есть особый смысл в желании поделиться последним.
«Если вы хотите преодолеть эти трудные времена, то, несмотря ни на что, жертвуйте больше денег! — обратился рав Авраам Шор к евреям, собравшимся в его синагоге в Бруклине в разгар финансового кризиса. — На Небесах усилилась ограничивающая благословение категория Суда. Однако если мы будем творить милосердие на Земле, то пробудим милосердие и на Небесах!»
Мне кажется, что многие интуитивно ощущают мудрость этой мысли. Так, например, я помню, как мама, ухаживающая за родственником в больнице, активно помогала больным вокруг, объясняя: те, кто хотят удостоиться милосердия, должны сами милосердно относиться к людям…
Рассказ об Исходе евреев из Египта начинается с того, что хозяин дома ломает мацу и обращается к собравшимся за столом в пасхальную ночь:
— Вот он — хлеб бедности, который ели наши отцы в Египте. Каждый, кто голоден, пусть приходит и ест с нами. Каждый, кто нуждается, пусть приходит и празднует Песах с нами! Сейчас мы здесь, но на будущий год — в стране Израиля! Сейчас мы рабы, но на будущий год мы будем свободными людьми!
Эти слова мудрецов можно по праву назвать нашей «декларацией независимости».
— Почему мы ломаем мацу? — спрашивает Магараль из Праги и отвечает:
— Этим мы выражаем готовность делиться даже последним куском хлеба бедности!
— Почему приглашаем бедных за стол и выражаем веру в грядущее освобождение?
— Потому что это наш путь к свободе! В заслугу за то, что даже в рабстве мы помогаем голодным, мы удостоимся освобождения!
Магараль основывает эту мысль на словах пророка: «Так сказал Вс-вышний: храните справедливость и творите милосердие, ибо приближается спасение Мое и милосердие Мое откроется» (Исайя, 56:1).
В первую очередь человек должен хранить справедливость, честно зарабатывая свой хлеб. Лишь тогда его пожертвования являются добрым делом. Ибо цель не оправдывает средства: пожертвованиями не оправдать воровства. Однако творящий милосердие удостоится милосердия Всевышнего!
«Всевышний — тень твоя!» — писал царь Давид в своих Псалмах. Подобно защищающей от знойного солнца тени, Всевышний защищает человека от бед. Тень следует за нами по пятам. Поэтому следует помнить, что и Всевышний не оставляет нас в беде — о чем писал царь Давид: «Вижу Всевышнего перед собой всегда!»
Более того, тень человека «копирует» его движения, объяснял основатель хасидизма Баал Шем Тов. Так же и Всевышний в каком-то смысле «копирует» поведение людей. Когда человек строго судит окружающих, то и Небеса отвечают ему тем же. Если он проявляет снисходительность, то и Небесный Суд снисходителен к нему. И если человек творит милосердие на Земле, то и Небеса милосердны к нему.
За какие заслуги евреи удостоились Исхода?
Когда Фараон усиливал тяжесть изгнания, то евреи заключили «союз добрых дел» — быть милосердными друг с другом, рассказывают мудрецы Талмуда (Тана Двей Элиягу). Став свидетелем великого чуда развержения моря, Моисей запел: «Ты милосердием Твоим ведешь народ» (Шмот, 15:1-13).
Всевышний «милосердием повел евреев», потому что евреи милосердно относились друг к другу. В этом смысле милосердие Вс-вышнего, проявившееся в чудесах Исхода, стало наградой за милосердие евреев, которые творили добро, находясь еще в египетском рабстве. Ведь Всевышний, подобно тени, отражает наши поступки и ведет нас, мера за меру, по тому пути, который мы выбираем.