История исхода из египетского рабства, которую презентует нам Тора и которую мы празднуем в Песах — одна из самых глубоких.
Понятие рабства (или на современном языке — зависимость) для человека очень многогранно и раскрывает нам важные знания о том, как работает наше сознание и подсознание.
Мудрецы разделяют ситуацию на «бедный галут» и «богатый галут». В первом случае человек не имеет почти никакого имущества и вынужден идти в зависимость (рабство) к другим, от которых он становится зависимым. Эту ситуацию «разыграла» советская власть, почти лишив народ частной собственности и сделав сограждан зависимыми от государственной машины. «Богатый галут» создает противоположную ситуацию. У человека есть много, но парадоксальным образом он становится рабом своего же имущества. Известный всем нам пример. Совсем недавно мы обзавелись Интернетом и мобильными телефонами. За эти годы мы так прочно привязались к этим устройствам, что чувствуем себя неполноценными без этой чудо-техники. Мы в психологическом смысле активизировали в себе «рабство» от этих устройств.
Другой пример — человек является хозяином большого бизнеса. Очень часто такой человек перестает принадлежать себе. Он не может «отлучиться» от бизнеса. Можно сказать, что не бизнес работает на человека, а человек — на свой же бизнес. И хотя эти зависимости кажутся нам безобидными — на глубинном уровне они сильно деформируют нашу психику. Многие формы современного «рабства» очень тяжело распознать. Во-первых, в них есть много позитивного (как в бизнесе или в Интернете), и поэтому они даже не воспринимаются как источник проблемы. Во-вторых, деформирующее влияние происходит на уровне подсознания, и обычный человек просто не осознает, что на него что-то влияет. Он только «расхлебывает» (в виде стрессов, неврозов, расстройств внимания и т. д.)
последствия этого раб-ства.
Опаснейшее рабство создает идеология.
Наши русскоязычные евреи, которые выезжали из Союза до его распада, почти все «инфицированы» мощнейшими программами, вложенными в подсознание идеологами системы. Так как работа по «дезактивации» программ требует высочайшего профессионализма, и никто этой работой до сих пор не занимался всерьез, в массе своей большинство программ сохранилось в головах наших соотечественников.
Время само по себе не «излечивает» наше сознание, поэтому в Америке до сего дня можно встретить целые «заповедники» «старосовкового» мышления.
В последние 5 — 10 лет произошла революция в понимании природы этих программ.
Одна из лучших новейших книг на эту тему: Robert Kegan “Immunity to change: How to overcome it and unlock the potential in Yourself and Your Organization”( Harvard Business School Press, 2009)
Чтобы «исцелиться» от этих программ, необходимо два этапа:
— сначала мы должны узнать «диагноз» — понять, какие программы «имеют» нас;
— после этого нужно использовать специальные методы «выхода из рабства».
Самым эффективным способом для этого является сочетание еврейских классических подходов и современных психотехнологий.
Так, шаббат (с отрывом от бизнеса и компьютерно-коммуникационных технологий) позволяет нам резко ослабить прессинг бизнес- и технозависимостей.
Молитва укрепляет контроль над вниманием. Знание Торы — дает глубину мыслям, которые у многих атрофировались из-за чрезмерного «потребления» телевизионной и Интернет-«junk»-продукции. Спе-циальные медитативные техники с каббалистическими аспектами позволяют проводить индивидуальную психокоррекцию. Очень важно понять: мы говорим о ситуациях, в которых перемешались полезные ресурсы и опасные «побочные» эффекты.
В Торе это называется плод Дерева Познания добра (полезное) и зла (опасное).
Деревом Жизни Тора символически называет подход по очищению этой смеси, чтобы мы могли наслаждаться новыми возможностями и оставаться при этом свободными от программ, «захватывающих» наше подсознание.
Эта же идея на символическом уровне отражена в процедуре «очищения от хамца».
Желаем уважаемым читателям в этот Песах приблизиться к Свободе — как возможности реализации Своего потенциала.
В Jewish Center of Brighton Beach (2915, Ocean Parkway) рав Меир БРУК проводит первый Пасхальный седер (понедельник, 29 марта, начало в 8.30 р.m.).
Стоимость $25, регистрация на сайте
www.rajeusa.com