Животное в человеке

Одна из главных идей, обсуждаемых еврейской мудростью, это идея «устройства человека» из двух частей- приземленной, сдерживающей и возвышенной, творческой и развивающейся.

В классическом еврейском варианте они называются ецер а-ра и ецер а-тов, в современных духовно-психологических текстах- эго и душа.

Эго делится на две большие части.

Первая — природная. Вторая — культурно-обусловленная, то, что человек «впитывает» в себя из окружающего общества.

Искусство полноценной жизни включает в себя освобождение от сдерживающих факторов эго.

Какие идеи мы можем вычленить по этому поводу из сюжетов Торы?

Глобальная схема освобождения от эго представлена историей выхода из египетского рабства.

Наиболее компактно схема освобождения от культурно-обусловленных зависимостей представлена (одним предложением) в начале истории про Авраама.

Словосочетание «Лех Леха» означает «иди к (глубинному) себе». И далее в Торе сказано: уйди… «из страны своей, места рождения своего, от семьи своей». Здесь описаны три источника культурных инерционных программ. Это глобальный источник- страна, промежуточный- город, где ты живешь (или родился), и самый близкий к человеку источник- его семья.

А теперь рассмотрим работу с природным началом.

Существуют четыре основные истории в Торе, описывающие наши отношения с животным началом в себе.

Первая — Адам, столкнувшийся со Змеем.

Вторая — Ноах, посадивший виноградник. Согласно Мидрашу «Танхума», пришел Сатан и зарезал четырех животных: овцу, льва, обезьяну и свинью. Сатан вылил их кровь на землю, где рос виноград.

Третья- Авраам совершает жертвоприношение, убивая козу, корову и овцу и выпуская птиц.

Четвертая- Моше убивает египтянина.

Отметим, что все вышеупомянутые истории содержат множество смыслов, мы раскроем лишь часть из них.

Змей в истории Адама- собирательный образ всех видов эго.

То, что змей ползает по Земле, символизирует приземленность человека, находящегося во власти эго.

История про Ноаха имеет несколько смыслов.

Простой смысл- четверо животных описывают последовательные стадии опьянения. Глубинный смысл показывает то, какие вариации животного начала могут скрываться в нашем эго.

Интересно рассмотреть зверей попарно.

Овца и Лев. Овца- символ покорности и стадности. Механизм эго — «прятаться в толпе». Лев- символ гордыни и индивидуализма. Механизм эго — «я- самый главный, никто мне не может указывать».

Обезьяна и Свинья. Обезьяна- очень похожа на человека снаружи, но ее внутренний мир пуст. Свинья- полная противоположность человека. Свинство наиболее отталкивающее качество.

То, что именно кровь животных связывается с вином, свидетельствует, что Тора описывает наш внутренний мир. «Входит вино, выходит тайна». «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».

Ноах (точнее, каждый человек) действует под влиянием этих четырех программ.

Авраам убивает козу, корову и овцу.

Это — домашние животные, т. е. «прирученное» животное начало.

Но тем не менее и у них есть недостатки, которые Авраам (на символическом уровне) «зарезая», преодолевает.

Авраам птицу не режет, а выпускает в небо, что, по мнению комментаторов, символизирует высвобожденное духовное начало.

Как египтянин, которого убил Моше, попадает в этот список?

Согласно комментарию великого каббалиста Аризаля, Моше- это душа, которая в частности, взаимодействует с животным (египтянин) и одухотворенным (Итро) частями эго.

Согласно этому комментарию, египтянин символизировал жестокость и стремление к разврату- самые низменные качества человека. На мистическом уровне Моше «убивает египтянина в себе», полностью очищаясь от этих животных качеств.

Четыре других важных сюжета: Адам называет животных (формулирует их суть); Ноах возит животных в ковчеге (ухаживает за своим животным началом); Ноах получает право есть мясо (чтобы осознать, что человек выше животного); в Храме приносили в жертву животное (преодоление собственной привязанности к животному началу).

Итак, наша задача- осознать структуру своего внутреннего мира и научиться преодолению ограниченности для получения доступа к высшим ресурсам.

14 февраля в воскресенье с 10 a.m. до 1 p.m. в Jewish Center of Brighton Beach (2915, Ocean Pkwy) рав Ефим Свирский проведет семинар, посвященный Пуриму.

Опубликовал: Рав Меир Брук

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора