— Мой отец прожил долгую жизнь, — обратился ко мне мой друг Хаим Фюрер, когда я пришел утешить его в период семи дней траура и молча сел рядом с ним (так по традиции выражается сострадание). — Он был образованным евреем, который находил общий язык как с мудрецами Торы, так и с учеными университета. Скоро ему должно было исполниться 102 года.
— В чем же секрет его долголетия?
— Я никогда не спрашивал его об этом, однако родственники говорили, что отец заслужил долгую жизнь тем, что во время войны спас семью от голодной смерти. Мой отец родился в Польше, учился в иешиве, а затем переехал с семьей в Германию. В 1938 году они бежали от фашистов в Бельгию. Но когда в 1940 году страну оккупировали немцы, они вновь вынуждены были бежать. Один фермер спрятал у себя в сарае нашу семью из десяти человек. Он приютил их, но отказался кормить. Выходить на улицу было опасно, ведь в незнакомце могли заподозрить еврея. Рискуя жизнью, отец выходил из убежища, покупал еду и кормил семью всю войну. Мера за меру: тот, кто продлевает жизнь другим, сам удостоится продления жизни!..
Однажды богатый еврей пришел к Стайпелеру (прославленному раввину Яакову Исраэлю Каневскому, 1899 — 1985, который в молодости переехал из Украины в Страну Израиля) и попросил у него благословения на выздоровление от тяжелой болезни.
— Я дам тебе также совет, — сказал раввин после благословения. — Каждое утро мы читаем слова Иерусалимского Талмуда: «Вот добрые дела, плоды которых человек пожинает в этом мире, но заслуга их сохраняется и для мира грядущего: почитание отца и матери, помощь ближнему… гостеприимство, забота о больных, помощь бедным невестам в устройстве свадьбы, участие в похоронах…» («Пеа», 1:1). Логично было бы вслед за «заботой о больных» упомянуть «участие в похоронах». Почему же между ними вклинивается «помощь бедным невестам»? Чтобы научить нас: тот, кто помогает созданию новой семьи, содействует созданию новой жизни — рождению детей и поэтому сам удостаивается продления жизни. Для того, чтобы болезнь не закончилась похоронами, следует помочь нуждающейся невесте выйти замуж!..
Как удостоиться жизни в день Суда? — спрашивают евреи в дни Рош Хашана. «Всевышний, запиши нас к жизни — леХаим!» — просим мы в молитвах. «Запиши нас в книгу жизни!» — повторяем вновь и вновь. «Будьте записаны к жизни — леХаим!» — желаем мы друг другу.
Что нужно сделать, чтобы удостоиться жизни в новом году? Давать жизнь другим!
Всевышний не хотел унижать нас подачками, устроив мир таким образом, что мы должны заслужить то, к чему стремимся. Мера за меру: то, что ты бескорыстно даешь другим, вернется тебе! Если ты продлеваешь жизнь другим, продлятся и твои дни! Будешь уважать людей — сам будешь уважаем! Будешь искренне желать людям добра — сам удостоишься благословения!..
Зачастую жених составляет целый список достоинств, которыми должна обладать его избранница. Он многое хочет получить от нее, но что он готов ей дать? Есть ли у него список собственных достоинств?
Перефразируя известную фразу президента Кеннеди, можно сказать: «Не спрашивай, что твоя жена может тебе дать, а спрашивай, что ты можешь дать своей жене!»
В Рош Хашана еврей должен не только иметь список вещей и просить Всевышнего, чтобы Он ему их дал, но и решить для себя, что он готов «дать» Всевышнему.
Слушая звуки Шофара, мы вспоминаем не только о жертвоприношении Ицхака, но и о всех жертвах, которые принесли евреи во имя своего народа. Эта память вдохновляет нас принять решение о том, какие жертвы готовы мы принести сегодня, какие обязательства принять на себя, от каких слабостей отказаться. В Судный день еврей мечтает стать лучше и творить много добра в Новом году.
В Рош Хашана мы отмечаем день творения первого человека — Адама. Но ведь человек был сотворен по «образу и подобию Творца», потому в этот день и мы должны «творить человека». Уподобляясь Всевышнему, в Рош Хашана каждый из нас творит в этот день Человека — самого себя!
Мы трубим в Шофар, вдыхая в рог воздух, подобно Всевышнему, который «вдохнул в человека жизнь». «Вдохнуть можно, лишь выдыхая из себя», — поясняет книга «Зогар». Вдыхая в человека душу, Всевышний выдохнул Б-жественную искру святости. И эту неистребимую искру света мы открываем в себе в этот день.
Рош Хашана — это день Суда, но не только потому, что Всевышний судит нас в этот день. В праздник Судного дня мы вершим суд над собой, анализируем свои поступки, учимся видеть свои недостатки и их исправлять. Впрочем, еще важнее уметь находить наши скрытые достоинства и таланты, чтобы реализовать наш духовный потенциал…
Рош Хашана — это день Суда, но не только потому, что Всевышний решает в этот день записать человека в книгу праведников или в книгу негодяев. Не Б-г, а сам человек решает быть ему праведником или негодяем. В праздник Судного дня мы преодолеваем сомнения и делаем выбор, в какую книгу нас записать! Наш внутренний выбор, наше стремление праведно прожить следующий год выражается в обращенной к Всевышнему просьбе: «Запиши нас в книгу праведников, книгу жизни!»
В Рош Хашана мы переосмысливаем само понятие жизни. «Жить — хорошо, а хорошо жить — еще лучше!» Но что означает «хорошо жить»? Жизнь — это не только накопление материальных благ. Как бы ни хороша была долгая жизнь, еще лучше, если жизнь эта наполнена смыслом и добром. «Чтобы множились наши заслуги — добрые дела, как семена граната!» — желаем мы друг другу за праздничным новогодним столом.