Текст Торы многогранен. Зачастую в Закон входят все «грани». Возьмём пасук, актуальный в любом человеческом общежитии. «И не обижайте друг друга. Бойся
Б-га твоего, ведь Я Г-сподь, Б-г ваш». Корректен также перевод: «Не обманывайте друг друга», «Не пытайтесь получить выгоду за счёт другого».
Согласно комментарию Сифра, на который обычно опирается Раши, речь здесь о запрете словесной обиды. Нельзя называть другого обидным прозвищем. Тому, кто был грешником, а ныне живёт достойно, запрещено напоминать о прошлом. Прозелиту — говорить: «Вспомни о делах своих родителей!». Неприлично, не имея денег или намерения сделать покупку, приставать к продавцу с вопросами о цене и качестве вещи. Нельзя давать человеку совет, заботясь не о его, а о собственной выгоде. Мудрецы приводят пример, как один из торговцев подсказал другому продать товар, надеясь, что в будущем цена того, что осталось у советчика, вырастет — ведь теперь он монополист! И вообще запрещено давать необдуманный, бесполезный или невыполнимый совет.
Комментаторы подробно рассматривают не вполне очевидный случай. Книга Йова повествует, что утешить измученного пророка пришли друзья, и пытались обратить его внимание на возможные ошибки в прошлом. С самой благой целью! «Вспомни, Б-г справедлив и зря не накажет! Определи проблему, раскайся — и будешь прощён и помилован!» А дальше мы узнаём, что «разгорелся гнев Б-жий на них», и лишь молитва Йова спасла друзей от наказания. В чём же дело? Страдающий угнетён и чувствителен, сейчас не время говорить о в общем-то правильных вещах… Из речей визитёров мы учим огромное количество законов и получаем точную картину мирового устройства. Но — не обижайте друг друга! Помните, что Я — Б-г каждого в равной степени и станьте друг к другу бережней!
Легко сказать! Объяснение рабейну Бехайя нам несколько поможет. «Сказали учителя наши, что все ворота молитвы (после разрушения Храма) заперты, кроме ворот обиды (их называют «воротами слёз»). Ведь обиженный или обманутый сильно страдает, сознание его замутняется от боли, дух сокрушён, и если он возопит к небесам, будет молитва принята.» То есть, опасайтесь обмануть и обидеть человека, ибо за него отомстит Всевышний! Это одна из причин, почему пасук завершает: «Бойся Б-га…»
Другая — если ты обогатишься или возвысишься, сталкивая другого вниз, то Всевышний найдёт способ забрать лишнее… Конечно, бывают времена, когда, по выражению Талмуда, «час играет для злодеев». Но не волнуйся, план Творца безупречен, этот час пройдёт… Ещё — по объяснению Раши, всегда, когда Тора передаёт что-либо в ведение сердца человека, она объявляет: «Бойся Б-га!» Люди не видят, земной суд наказать не вправе. Ведь ты можешь заявить, что действовал с добрыми намерениями. Но есть неподкупный Судья, который прозревает «сокрытое в комнатах твоего сердца». А у Него довольно слуг, пряников и кнутов…
Бааль а-турим приводит любопытную гематрию: последние буквы слов «не обижайте друг друга» составляют слово «штут», «шестая часть». При нечестном завышении цены товара на одну шестую покупатель имеет право требовать расторжения сделки. До — нет, ведь возможны просто рыночные колебания. Кстати, в современном иврите слово «штут» — синоним чепухи («братишка, какая мелочь!»). Тора приравнивает оскорбление к жульничеству, подразумевая в одной фразе и то, и другое. Но унижение словом тяжелее: оно коснулось не имущества, а самого человека, и исправить ущерб зачастую сложно — деньги же взял и отдал!
А рабби Буним из Пшиско, известный бескомпромиссной искренностью и отточенными афоризмами, заостряет ещё одну грань закона. Ты не можешь обманывать и путать других — тем более, самого себя! Тора требует, чтобы ты точно оценивал свой потенциал и нынешний уровень, не строил по отношению к себе иллюзий. Всё равно — прекраснодушных или депрессивных!
Один исследователь выводит из сравнения пасуков, что здесь запрещено надувать даже прохиндея (о честном человеке говорилось прежде). И хотя порой разрешено украсть у вора украденное (конечно, если нет иного способа вернуть пропажу), будь очень осторожен: «бойся Б-га», который — Б-г обоих!
А что делать, получив по одной щеке? Подставить другую? Тем более, «оскорбляющий другого фактически унижает самого себя»!? Тут мы увидим разницу между христианской «религией добрых пожеланий» и точным балансом Торы. Да, есть люди особой праведности, «которых позорят, а они не отвечают», и льётся «свет (духовный) их — как от Солнца в полдень». Но не требуют от человека уподобиться безответному камню! Если его обвиняют и оскорбляют, он может возразить, и даже резко. Особенно если этим пресечёт конфликт. Ведь молчание обычно сочтут за согласие с обвинениями. И разрешено позорить того, кто своими действиями открыто позорит сам себя. Например, хамя людям или богохульствуя. Но — «бойся Б-га»! Не выдавай свою распущенность за правдоискательство. Помни, что наша жизнь — на точнейших весах.