Времена нынче интересные, в построении развитого капитализма сбои… Говорят мудрецы, что, если к человеку приходят трудности, он должен исследовать свои мысли и дела. Попытаться установить причину. Посмотрим, что делали сыновья Яакова, оказавшись в беде, под нелепым подозрением египетского премьера.
«И сказали (каждый) человек брату своему: несомненно виновны мы из-за брата нашего! Ведь видели мы страдание его души, когда он умолял нас, и не слушали; оттого и пришло на нас это бедствие». Множество вопросов задают здесь комментаторы. В частности, рабейну Бехайя, а за ним Сфорно, Мальбим и многие другие подчёркивают, что братья раскаиваются в жестоком отношении к Йосефу. Но — не подвергают сомнению справедливость своего суда над ним и закономерность его продажи! «Мы не сжалились над его горем, не снизошли к его мольбам, когда он умолял отдельно каждого из нас, не смилостивились над родным братом». Правда, есть комментарий, основанный на сопоставлении нескольких текстов, что братья не продавали Йосефа — арабы сами вытащили его из ямы и увели с собой. Но, во-первых, большинство мудрецов предпочитают «лобовое» толкование пасуков и настаивают на факте продажи. Во-вторых, всё равно остаётся упрёк в безжалостном суде и в том, что юношу оставили в яме, полной мерзких гадов.
Здесь не место разбирать юридические аспекты суда над Йосефом. Но очевидно, что за 22 года, прошедшие с того дня, братья не изменили своей уверенности в точности приговора. И даже сейчас, со всей силой искренности пытаясь найти причину обрушивающихся несчастий, остаются при этом мнении! Хотя старший, Реувен, в следующем же пасуке упрекает всех и повторяет своё давнее утверждение: суд не должен был состояться!
Говорит Талмуд: «Не был разрушен Иерушалаим (римлянами), иначе как за то, что в нём судили строго по закону». И утверждают многие авторы, что Второй Храм уничтожен из-за греха продажи Йосефа! Нам, потомкам Авраама, который умолял о спасении злодеев Сдома и выступил на войну ради Лота, нужно добавлять в справедливость порцию милосердной жалости. Сейчас братья осознали это исключительно остро.
Тогда они считали Йосефа злобным преследователем, рвущимся к власти любой ценой. Сравнивали с лицемером Эйсавом. А такого преследователя, ставящего в опасность чужие жизни, по закону «убивший первый — выполнил заповедь». Кстати, головы погорячее и сегодня склонны объявлять кого-то «опасным преследователем». Из ошибки суда братьев, величайших праведников и мудрецов, утверждённого, по словам мидраша, самим Творцом (!), мы видим, как легко тут оступиться. Кроме, конечно, случая громилы с ножом, гоняющегося за человеком…
Говорит рабейну Бехайя, что праведники признают справедливость Высшего суда и ищут причины несчастий в своих проступках, а грешники утверждают, что чисты, и во всём винят небеса. Сыновья Яакова осознают всю ситуацию, как пришедшую к ним по заслугам. Как точнейшее проявление закона «воздаяния мерой за меру». Мы были безжалостны — и с нами беспощаден правитель Египта. Мы бросили брата в яму — и нас швыряют в яму тюрьмы (в те времена тюрьмы устраивали в подвалах). Из-за нас брат оторван от семьи — и у нас отнимают другого брата (сначала Шимона, затем Беньямина)…
Больше того, согласно одному из комментариев, братья увидели в пророчестве, что среди потомков Йосефа будет Иеровам бен Неват. Тот, который разделит Израиль на два государства и начнёт вводить в своей части идолопоклонство. И их теперь обвиняют: «Вы соглядатаи!» Кто вам позволил заглядывать в будущее и судить сообразно увиденному?! Ведь даже Всемогущий выносит человеку приговор «по тому, где он сейчас». Это мы знаем из рассказа о спасении Ишмаэля. Несмотря на то, что его потомки причинят Израилю великие беды, Творец постановляет: «Но ведь сейчас он праведен? Спасти!»
Позже Йосеф поможет братьям достичь полного раскаяния. Говорят наши учителя, что страдания проясняют разум человека. И пройдя через цепь непонятных испытаний, братья смогли признать ошибочность своей оценки Йосефа. А Йосеф, сопереживая их бедам, сумел очистить себя от остатков неприязни к ним.
В конечном итоге изгнание пошло Йосефу и всей семье на пользу. Это ещё раз подтверждает достоинство «судящихся сторон» — добро в этом мире обычно приходит через доброго, зло — через злого. Помимо зачастую их воли и осознания.
Но посмотрите, насколько еврейский принцип «оправдания Высшего суда» отличен от христианского! Человек должен трудиться душой, вскрывая причины происходящего. Йегуда говорит: «Б-г усмотрел у нас грехи «, признавая, что братьям причитается рабство за продажу в рабство Йосефа. Но он же угрожает Египту войной и жёстко спорит с наместником — когда видит несправедливость. Беньямин не участвовал в продаже брата — а его порабощают?! Это не Высший промысел, и мы будем сражаться! Почитайте, что говорят мудрецы обо всей этой истории. В деталях — истинная школа самопознания!
ХАНУКА
Стихи Арье Юдасина
Весь мир наполнен светом. А откуда
Текут его прозрачные ручьи?
Мы ждём победы и любви как чуда —
Но целый год ничьи, ничьи, ничьи…
Теперь я больше знаю про менору:
Когда её зажгутся фитильки,
То над Землёй добавится простору,
И встанет мир от злости и тоски.
* * *
Словно из последних
сил фитиль мерцает
И шипит, покуда
масло над водой.
Так мой дух бунтарский
мир не отрицает,
Но найти стремится
веру над бедой.
Так горят согласно
души — свечи Б-га,
Ханукой предвечной,
чудом во плоти.
И слегка мерцают,
ведь шипит тревога:
Как бы не увязнуть,
в город не дойти?