
Фото: Getty Images
В нашем красавце городе уже не кипят, а булькают утихающие страсти кампании выборов нового мэра, которые состоятся меньше чем через месяц. Кандидатов осталось трое: это 71-летний республиканец Кертис Слива, 67-летний независимый экс-губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо и 33-летний демократ Зохран Мамдани. Родившийся в Уганде Мамдани, индус и натурализованный гражданин США. По убеждениям — либерал, прогрессист и социалист, но не утопист, и на финальном этапе гонки он впереди.
3 октября журнал Newsweek написал, что у Мамдани 89,6% шансов на победу; у Куомо — 9,15%, а у Сливы меньше 1%. 5 октября газета New York Times сообщила, что за Мамдани намерены голосовать от 45 до 47% избирателей; за Куомо — 23-25%, а за Сливу — от 11 до 17%. Как крылато выразился Мольер в своей комедии «Одураченный муж» 357 лет назад, «Tu l’as voulu, Georges Dandin!» («Ты этого хотел, Жорж Данден!»). Стало общеупотребительным повторять, что, как это ни странно звучит, на стороне Мамдани городская элита. Слово «элита» латинско-французского происхождения обозначает группу людей в обществе, обладающих наибольшей властью, богатством и влиянием. Сегодня в нашей политике это собирательный образ тех, кто образован, но оторван от реальности, или занимает высокое положение в таких неполитических сферах, как культура, профессия и благотворительность. В случае с поддержкой Зохрана Мамдани речь идет именно об «образованных, но оторванных от реальности», и уже сообщалось, что в избирательной команде Мамдани почти сплошь молодежь с высшим образованием и без всякого опыта, но с неумеренными левыми амбициями.
Давно обещая в случае победы приструнить городскую полицию, 30 сентября Зохран Мамдани повторил это на пресс-конференции по другому поводу в Манхэттене. Там он заявил, что, став мэром, ограничит власть комиссара полиции, сейчас это 44-летняя Джессика Тиш, увольнять и административно наказывать сотрудников, передав это право CCRB, Городской комиссии рассмотрения жалоб на полицию. Из 15 членов комиссии треть назначает мэр, треть выдвигает горсовет, одного -общественный адвокат, трех — комиссар полиции и председателя, которого совместно выдвигают мэр и спикер горсовета. Став мэром, Мамдани получит право ввести двух новых членов комиссии в первый же месяц власти и третьего в течение своего первого года. До сих пор комиссия рекомендовала комиссару полиции уволить полицейского, которого решила считать достойным этого, но Мамдани предлагает комиссии право самой решать это. «Я намерен добиться того, чтобы рекомендации CCRB воспринимались как решающее мнение», заявил он на пресс-конференции в прошлый вторник. «Предоставив CCRB решающее административное право, будет концом работы полиции в этом городе», прокомментировал глава профсоюза патрульных полицейских Нью-Йорка Патрик Хендри. Схожее мнение выразил глава профсоюза сержантов полиции Винсент Валлелонг. «Если таковы взгляды Мамдани, — заявил Валлелонг, — он никогда не получит поддержки мужчин и женщин, которые круглые сутки охраняют этот город». К сожалению, потенциальных правонарушителей среди избирателей куда больше, чем правоохранителей.
В тот же вторник Мамдани, уже заявивший, что при его мэрстве В Нью-Йорке не будет места для сверхбогачей, сказал, что его соперник Куомо заигрывает с миллиардерами ради денег, вместо того чтобы общаться с бедными избирателями, а финансовую элиту города с пролетарским юмором назвал «Авеню Эндрю», подчеркнув, что тот безнадёжно сидит в кармане больших денег. По словам Мамдани, поддержка Куомо миллиардерами показывает, что тот зависит от капиталистов-империалистов. «Его отец Марио Куомо однажды сказал: веди кампанию стихами, а правь — прозой», — сказал Мамдани репортерам, вряд ли имея в виду Мольера. Стихи в его понимании, очевидно, обозначают громкие слова и призывы к труду во имя процветания, а проза – намерение превратить Город Большого Яблока в некий «Город солнца» с бесплатным общественным транспортом, дешёвой едой, легализованной проституцией, ликбезом и охраной порядка больше силами общества, чем полиции. Это с восторгом воспринимается городскими леваками и без восторга — умеренным здравым смыслом, но если бы только этим!
«Я имею в виду не только о восторженных избирателей Мамдани, которые считают, что этот неудавшийся рэпер и маменько-папенькин сынок лучший кандидат на пост главы города, — написал 3 октября в газете The New York Post её консервативный обозреватель, колумнист Даглас Мюррей. — Я также не имею в виду модниц из журнала Vanity Fair, которые на этой неделе были в восторге от, как им кажется, ‘харизмы Кеннеди” у Зохрана Мамдани. Я говорю о некоторых республиканцах, которые начинают видеть светлую сторону в гонке социалиста на пост мэра. С тех пор как в июле Мамдани выиграл праймериз Демократической партии, в республиканских кругах ходят слухи о его возможном водворении в (манхэттенский) особняк мэра Грейси-Мэншен». Свою статью проживающий в Манхэттене 46-летний англичанин Мюррей назвал «Не позволим, чтобы улицами Нью-Йорка управлял красный», и в ней напоминает, как на прошлой неделе наш министр финансов Скотт Бессент в интервью сказал, что «мне в какой-то степени даже нравится победа Мамдани, так как было бы хуже, если (в политику) вернется (Эндрю) Куомо, и мы утратим позицию на 4-8 лет. Так что, если можно выразиться проще, для нас это удар, но есть шанс оправиться». Мюррей напоминает, что схожую позицию занял гуру консерваторов 84-летний Джордж Уилл, который в интервью Биллу Мару на канале CNN сказал, что хочет победы Мамдани, так как «примерно каждые 20 лет нам нужен заметный, ограниченный эксперимент с социализмом, чтобы мы могли снова его ‘раскусить’». Разумный, но достаточно опасный эксперимент, который у врачей заключается в прививке опасной болезни самому себе. У советского поэта Константина Симонова это уложено в строки «всю жизнь лечиться люди шли к нему, всю жизнь он смерть преследовал жестоко, и умер, сам привив себе чуму, последний опыт кончив раньше срока». В теории такое возможно, но нужно ли на практике?
И, тем не менее, в прошлый подельник наш 47-й президент Дональд Трамп, который назвал Зохрана Мамдани сумасшедшим коммунистом, на своем сайте Truth Social написал, что «самопровозглашённый коммунист из Нью-Йорка Зохран Мамдани, баллотирующийся на пост мэра, станет одним из лучших событий, когда-либо случавшихся с нашей великой Республиканской партией». Аналогичным образом Трамп восторгается сенаторами-демократами, которые «закрыли» работу федерального правительства, поскольку для Республиканской партии — чем по вине демократов нам хуже, тем лучше, потому что всем ясно, кто виноват. Даглас Мюррей советует Трампу быть осторожнее в желаниях, «имея в виду не только то, что некоторым из нас всё ещё приходится жить в этом городе, и им не нравится идея постоянного пребывания в политической чашке Петри». Тем, кто попроще, поясню, что это изобретенный в 1877 году прозрачный лабораторный сосуд с прозрачной крышкой, который применяется в микробиологии и химии. «Президент, — написал Мюррей про Трампа, — и другие вышеупомянутые обладают сверхъестественной способностью видеть то, что происходит за углом. Тем не менее им трудно увидеть то, что происходит одновременно за разными углами. Особенно когда речь идёт о том, как молодые, социалистически настроенные и недообразованные избиратели отреагируют на несомненные минусы Мамдани, если он победит».

Даглас Мюррей. Фото: 7kanal.co.il
Трампу и иже с ним Даглас Мюррей советует быть осторожнее в политических желаниях, особенно когда речь идёт о «маленьком, но опытном демагоге Мамдани, который может назвать любое прекращение федерального финансирования (Нью-Йорка) злобными происками Вашингтона. Или тем, как злобные республиканцы наказывают жителей Нью-Йорка. Вполне возможно, продолжает Даглас Мюррей, что, когда обещанные Зохраном Мамдани райские кущи в садах города Большого Яблока так и не расцветут, ньюйоркцы обвинят в этом не нового мэра, а так называемую систему. «Помните, — написал он на днях в газете The New York Post, — что одно из величайших зол коммунизма и социализма в том, что они всегда могут переложить вину за собственные неудачи на других. Именно поэтому даже сейчас, после недоброй памяти XX века, когда эта порочная идеология испытывалась в разных странах, истинно верующие в нее говорят, что её недоопробовали. При этом, заметьте, нет считающих, что фашизм — прекрасная идея, просто её не опробовали как следует».
С этой точки зрения, если ее сильно преуменьшить, фашизм, в котором сейчас леваки-недоумки обвиняют Трампа, не смог создать обещанные им идеальные общества и привёл себя к гибели, а полмира — к катастрофе. Однако, продолжает разумник Мюррей, «социалистический и коммунистический миф основан на идее, что везде, где его пытались реализовать, у него не было достаточно шансов. Трудности Кубы — всё ещё почти идеального общества для левых радикалов — не считаются зарубежными сторонниками недостатком её системы. Любые неудачи Кубы, которые левые не могут объяснить, они считают виной американской блокады или другого иностранного вмешательства. Как будто если бы не США, Куба была бы ещё большим раем, чем они думают».
С подобным ходом мысли англичанин Мюррей сталкивался у себя на родине, которую не покинул, и живёт, так сказать, на два дома по обе стороны океана. В прошлом десятилетии Лейбористская партия Великобритании испытала шок, когда ярый социалист и антиизраильский грубиян Джереми Корбин баллотировался на пост ее лидера. Когда он прошёл финальный тур, группа «Консерваторы за Корбина» записалась в лейбористы, чтобы проголосовать за него и тем самым отправить Лейбористскую партию на свалку истории. А Корбин победил на выборах своей партии, и на всеобщих внеочередных выборах 2017 года этот ненавидящий Британию радикальный социалист чуть не стал премьер-министром. После этого «Консерваторы за Корбина» умолкли, тори не усвоила урок, а виги сменили имидж, сделав своим кандидатом левака, который выглядит в глазах избирателей достаточно умеренным, чтобы стать премьер-министром. В прошлом году им стал Кир Стармер, после чего, как утверждает Даглас Мюррей, из страны начался массовый отток капитала и талантов. Поэтому, заключает он уже для ньюйоркцев, «будьте осторожны. Потому что избиратели не всегда приходят к выводам, которые вы ожидаете. И люди, ничему не научившиеся у истории, не обязательно научатся чему-то и в настоящем». Аналогичный призыв звучит в книге чешского антифашиста Юлиуса Фучика «Репортаж с петлей на шее», казненного в 1943году.
А тем временем стало известно, что движение Демократы-социалисты Америки (Democratic Socialists of America или DSA) рассчитывают на Зохрана Мамдани, как на своего единомышленника. «Мы ожидаем, что кандидаты, которых мы поддерживаем, будут следовать воле движения», — сказал Даррен Голднер, глава нью-йоркской ячейки DSA. — Мы очень тесно сотрудничаем с Зохраном, а многие сотрудники Зохрана состоят членами и лидерами DSA. Зохран не баллотировался бы на пост мэра без DSA. Он планировал и строил свою кампанию как часть DSА». В нью-йоркской ячейке DSA со штаб-квартирой на Джефферсон-стрит в Нижнем Ист-сайде Манхэттена Голднер с энтузиазмом заявил, что «мы становимся сильнее, и нас спрашивают, чего мы хотим взамен. Есть много других левых организаций, но они не обязательно наращивают влияние таким же темпом». Нью-йоркское отделение DSA, крупнейшее и самое быстро растущее в стране, увеличилось с 8 тыс. членов в начале года до почти 11 тыс. сейчас, и это только платящих членские взносы. В основном это бруклинские представители поколения Z и миллениалы, а изредка бэби-бумеры. Сам Мамдани в июле с гордостью объявил о 10-тысячном члене DSA. Новичкам выдавали бейджики «Зохран в мэры Нью-Йорка DSA».
Александр Грант


(голосовало: 6, средняя оценка: 4,50 из 5)

